Правила процедуры Модели Комиссии по предупреждению преступности и уголовному правосудию с. 2 1 - страница 2

^ 08.12.2010 – среда – аудитория 442. 09:30-10:00 - Регистрация участников (проход участников из других вузов будет осуществляться через Бюро пропусков МГИМО). 10:00-10:30 - Торжественная церемония открытия. 10:30-11:00 - Тренинг по правилам процедуры. 11:00-11.30 – Выступление по вопросу повестки дня. ^ 11:30-14:00 – Заседания в органе. 14:00-14.30 – Обед. 14:30-16:00 – Заседания в органе.

09.12.2010 – четверг – аудитория 442. 10:00-13:00 - Заседания в органе. 13:00-14:00 – Обед. 14:00-16:00 - Заседания в органе. ^

10.12.2010 – пятница – аудитория 442. 10:00-14:00 –Заседания в органе. 14:00-15:00 – Обед. 15:00-16:00 - Торжественная церемония закрытия (отчет председателя о работе Комиссии, выступление преподавателя кафедры уголовного права, уголовного процесса и криминалистики В.В. Дубровина с оценкой работы Модели, вручение сертификатов участникам Модели).


Глава III

Аналитические материалы по деятельности ООН и ОЭСР в области противодействия коррупции:

Содержание:

Деятельность ООН:

Генеральная Ассамблея;

Экономический и Социальный Совет ООН;

Генеральный Секретарь ООН;

Конгрессы ООН по предупреждению преступности и уголовному прасосудию;

УНП ООН;

Конвенция ООН против коррупции.

Деятельность ОЭСР:

ОЭСР;

Рабочая группа ОЭСР по борьбе с подкупом при заключении международных коммерческих сделок;

Совет ОЭСР;

Конвенция ОЭСР по борьбе с подкупом иностранных публичных должностных лиц при заключении международных коммерческих сделок;

Анализ статьи 9 Конвенции ОЭСР относительно банковской тайны.


^ Деятельность ООН

Генеральная Ассамблея ООН

Уже более 60 лет Организация Объединенных Наций является центральным международным форумом для обсуждения и решения различных международных вопросов. Применительно к вопросам борьбы с коррупцией необходимо особо выделить роль Генеральной Ассамблеи ООН, деятельность которой имеет важное значение для определения круга проблем, стоящих перед международным сообществом. В соответствии со статьями 10 и 13 Устава ООН Генеральная Ассамблея "уполномочивается обсуждать любые вопросы в пределах Устава", а также проводит исследования и делает рекомендации в целях поощрения прогрессивного развития международного права и содействия международному сотрудничеству в различных областях. За последние 30 лет этот орган принял ряд документов по коррупционной проблематике, которые заложили правовые и политические основы для международного антикоррупционного сотрудничества государств.

^ Резолюция A/RES/3514(XXX) "Меры против коррупции, практикуемой транснациональными и другими корпорациями, их посредниками и другими причастными к этому сторонами "

15 декабря 1975 года Генеральная Ассамблея ООН приняла, пожалуй, свою первую резолюцию, имеющую антикоррупционные наименование и содержание. В ней лаконично сформулированы следующие положения:

В момент принятия названной резолюции вопрос о проведении международным сообществом глобальной антикоррупционной политики не стоял столь остро по сравнению с настоящим временем, поэтому в ней шла речь не о коррупции вообще, а лишь о коррупции, практикуемой корпорациями, в том числе транснациональными, вопросы регулирования деятельности которых тогда активно обсуждались государствами. Это, однако, ни в коей мере не умаляет политическую значимость данного документа, обозначившего коррупцию как проблему, включенную в международную повестку дня.

^ Резолюция A/RES/34/169 "Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка"

Другим актом-пионером Генеральной Ассамблеи ООН в области противодействия коррупции является Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принятый ею 17 декабря 1979 года. Названный документ направлен на обеспечение гарантий защиты от действий лиц, ответственных за поддержание правопорядка, под которыми в Кодексе понимаются лица, обладающие полицейскими полномочиями. Кодексом устанавливается, что лица по поддержанию правопорядка:

• не могут совершать действия, представляющие собой жестокое и унижающее достоинство обращение;

В статье 7 Кодекса содержится имеющее прямое отношение к коррупционным деяниям положение: "Должностные лица по поддержанию правопорядка не совершают какие-либо акты коррупции. Они также препятствуют любым таким актам и борются с ними".

Как отмечалось, в 70-е годы прошлого века коррупция еще не являлась предметом интенсивных международных дискуссий. Основная тематика резолюций, принимаемых Генеральной Ассамблеей ООН в тот период, была связана преимущественно с вопросами разрядки напряженности, вызванной гонкой вооружений, деколонизации, ликвидации апартеида в ЮАР и Южной Родезии и т.д. Поэтому так же, как резолюция Генеральной Ассамблеи ООН A/RES/3514 (XXX) "Меры против коррупции, практикуемой транснациональными и другими корпорациями, их посредниками и другими причастными к этому сторонами", Кодекс способствовал последующей актуализации коррупционной проблематики.

В 1989 году Экономический и Социальный Совет ООН принял Руководящие принципы для эффективного осуществления положений Кодекса. Пункт 1 этого документа, в частности, предусматривает, что "принципы, содержащиеся в Кодексе, отражаются в национальном законодательстве и применяются на практике".

^ Резолюция A/RES/51/59 "Борьба с коррупцией "

По-настоящему активная работа по противодействию коррупции началась в ООН в середине 90-ых годов прошлого века. 12 декабря 1996 года Генеральная Ассамблея ООН приняла вышеназванную резолюцию, содержащую приложение в виде Международного кодекса поведения государственных должностных лиц. Это был первый документ Генеральной Ассамблеи, посвященный коррупционной проблеме, с которого пошел отсчет специальных резолюций по противодействию коррупции, ежегодно принимаемых на ее очередных сессиях. В отличие, например, от резолюции A/RES/3514 (XXX) "Меры против коррупции, практикуемой транснациональными и другими корпорациями, их посредниками и другими причастными к этому сторонами" в рассматриваемой резолюции коррупция понимается более широко — как явление, характерное для общества в целом, а не только для деятельности корпораций.

В резолюции A/RES/51/59 подчеркивается:

В пункте 2 резолюции предусмотрено, что Генеральная Ассамблея "принимает Международный кодекс поведения государственных должностных лиц, содержащийся в приложении к настоящей резолюции, и рекомендует его государствам-членам в качестве инструмента, которым они могли бы руководствоваться в своих усилиях по борьбе с коррупцией".

Международный кодекс — документ, имеющий важное значение для международного антикоррупционного сотрудничества. Он был подготовлен во исполнение резолюции № 7, принятой VI11 Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. Его положения, касающиеся борьбы с коррупцией, сформулированы более развернуто по сравнению с предыдущими антикоррупционными документами Генеральной Ассамблеи ООН. Так, в статьях Международного кодекса "Коллизии интересов и отказ от права", "Сообщение сведений об активах", "Принятие подарков и других знаков внимания" установлено, что государственные должностные лица, под которыми понимаются лица, занимающие должность, "облеченную доверием, предполагающую обязанность действовать в интересах государства":

Схожие положения были впоследствии включены в Конвенцию ООН против коррупции, на содержание которой Международный кодекс оказал заметное влияние.

^ Резолюция A/RES/5 1/ 1 91 "Декларация ООН о борьбе с коррупцией и взяточничеством в международных коммерческих операциях "

Наряду с Международным кодексом поведения государственных должностных лиц в декабре 1996 года Генеральная Ассамблея ООН приняла другой антикоррупционный документ — Декларацию ООН о борьбе с коррупцией и взяточничеством в международных коммерческих операциях, направленный против различных форм коррупции и связанных с ними противоправных действий, которые могут иметь место при совершении международных коммерческих операций. Декларация была принята 16 декабря 1996 года.

Характерно то, что положения Декларации имеют характер предписаний в отличие от положений многих других резолюций Генеральной Ассамблеи ООН, содержащих так называемые программные формулировки: "государства будут стремиться", "государства примут меры, насколько это возможно" и т.д. В Декларации подобные формулировки не используются. Вместо этого в ней предусмотрено, что государства должны:

В Декларации уточняются элементы деяний, составляющих взяточничество. К ним относятся:


служебных обязанностей в связи с той или иной международной коммерческой оие рацией";

Следует отметить, что составляющие коррупции, предусмотренные Декларацией, в последующем были воспроизведены в международных конвенциях, заключенных в рамках ООН, Совета Европы и Организации экономического сотрудничества и развития. Само понятие коррупции еще не было четко определено в международных документах в 1996 году, поэтому термины "коррупция" (corruption) и "взяточничество" (bribery) употребляются в Декларации как синонимы, через запятые. Кстати, в разработанной и заключенной в рамках Организации экономического сотрудничества и развития Конвенции о борьбе с подкупом иностранных публичных должностных лиц при заключении международных коммерческих сделок от 21 ноября 1997 года терминология уже употреблялась более последовательно. В названной Конвенции использовался только термин "подкуп" (bribery), являющийся синонимом слова "взяточничество".

^ Иные резолюции Генеральной Ассамблеи ООН

Деятельность ООН на антикоррупционном направлении не исчерпывается только вышеназванными документами. После принятия 12 декабря 1996 года резолюции A/RES/51/59 "Борьба с коррупцией" Генеральная Ассамблея ООН стала ежегодно принимать резолюции по вопросам международного сотрудничества в данной области. С учетом того, что 14 декабря 2005 года вступила в силу Конвенция ООН против коррупции, соответствующие резолюции получили немаловажное дополнение к своим наименованиям — "в соответствии с Конвенцией Организации Объединенных Наций". То есть после 2005 года ежегодные антикоррупционные резолюции Генеральной Ассамблеи ООН теперь содержат ссылку на то, что меры, предусмотренные ими, приняты в соответствии с Конвенцией ООН против коррупции. Речь идет о резолюциях:

Все они имеют идентичное наименование — "Предупреждение коррупции и перевода активов незаконного происхождения, борьба с этими явлениями и возвращение таких активов, в частности в страны происхождения, в соответствии с Конвенцией Организации Объединенных Наций".

Если обобщить содержание упомянутых резолюций Генеральной Ассамблеи ООН, то можно выделить следующие положения:

Несмотря на то что по общему правилу антикоррупционные резолюции Генеральной Ассамблеи ООН не являются для государств юридически обязательными документами, тем не менее они способствуют формированию нормативной базы по вопросам борьбы с коррупцией. Во-первых, названные документы имеют морально-политическое воздействие на государства, так как отражают волю всего или значительной части международного сообщества. Нередко они принимаются без голосования посредством консенсуса. Так, без голосования имело место принятие резолюции A/RES/58/4 от 31 октября 2003 года "Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции", в соответствии с которой была открыта для подписания вышеназванная конвенция и провозглашено, что дата 9 декабря каждого года является Международным днем борьбы с коррупцией. Во-вторых, резолюции Генеральной Ассамблеи ООН служат основой для разработки в последующем текстов международных договоров, положения которых заимствуют, а также развивают соответствующие положения этих резолюций. Это, в частности, подтверждается сравнением Конвенции ООН против коррупции с Декларацией ООН о борьбе с коррупцией и взяточничеством в международных коммерческих операциях и Международным кодексом поведения государственных должностных лиц. Многие положения названных документов стали впоследствии конвенционными нормами.


^ Экономический и Социальный Совет ООН

Поскольку коррупция имеет социально-экономическую составляющую, вопросами борьбы с ней занимается такой орган ООН, как Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС), который в соответствии со статьей 62 Устава ООН уполномочен обсуждать экономические и социальные вопросы межгосударственного сотрудничества.

Еще на 49-м пленарном заседании 24 июля 1995 года ЭКОСОС принял специальную резолюцию 1995/14 "Борьба с коррупцией", к которой прилагался проект Международного кодекса поведения государственных должностных лиц. В ней ЭКОСОС настоятельно призывал государства:

Значение данной резолюции для развития международного антикоррупционного сотрудничества заключалось в том, что к ней, как отмечалось, был приложен проект Международного кодекса поведения государственных должностных лиц, принятый впоследствии Генеральной Ассамблеей ООН в соответствии с резолюцией A/RES/M/59 Борьба с коррупцией от 12 декабря 1996 года. Каким образом, ЭКОСОС занимался разработкой и подготовкой этого документа к принятию.

В последующие годы антикоррупционная деятельность ЭКОСОС не ослабла. Подобно Генеральной Ассамблее им последовательно принимались на ежегодных сессиях специальные резолюции по вопросам предупреждения коррупции и борьбы с ней:


Генеральный секретарь ООН

Наряду с Генеральной Ассамблеей ООН и Экономическим и Социальным Советом ООН Генеральный секретарь также вовлечен в деятельность по противодействию коррупции.

После 2000 года в ежегодные доклады Генерального секретаря для Генеральной Ассамблеи ООН включается раздел, посвященный предупреждению коррупции и переводу средств незаконного происхождения. Кроме того, в период работы над проектом Конвенции ООН против коррупции Генеральный секретарь готовил доклады для Комиссии ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию.

В соответствии с Уставом ООН Генеральный секретарь подотчетен Генеральной Ассамблее, которая может попросить его представить специальный доклад по тому или иному вопросу. В частности, обстоятельный доклад, касающийся борьбы с коррупцией, был подготовлен Генеральным секретарем в 2006 году для 61-й сессии Генеральной Ассамблеи. В отличие от традиционных ежегодных резолюций Генеральной Ассамблеи по предупреждению коррупции, состоящих, как правило, из положений декларативного характера, названный доклад представляет собой документ, подробно раскрывающий направления антикоррупционной политики международного сообщества. В нем отмечена важность проведения первой конференции государств — участников Конвенции ООН против коррупции, состоявшейся в декабре 2006 года. Однако наибольшее внимание в докладе уделено проблеме незаконного получения доходов от коррупции, а также их перевода и возвращения. Отдельные цифры, приведенные в докладе, ужасают:

• 25 % ВВП Африки становятся объектом коррупции;

по оценке Международного валютного фонда, на долю коррупции приходится 3—5 % мирового ВВП;

В связи с этим в докладе подчеркивается необходимость неукоснительного выполнения государствами обязательств, предусмотренных главой V Конвенции ООН против коррупции, положения которой направлены на урегулирование вопросов, связанных с возвращением доходов, полученных от коррупционных действий.


^ Конгрессы ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию

Начиная с 1955 года через каждые 5 лет под эгидой ООН проводятся заседания Конгресса ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию (до 2005 года — Конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями). За более чем пятидесятилетнюю историю работы Конгресса им рассматривались различные вопросы в области уголовного права и процесса (минимальные стандартные правила обращения с осужденными; ресоциализация лиц, отбывших наказание; меры ответственности, не связанные с лишением свободы: применение смертной казни и т.д.). Коррупционная проблематика не осталась в стороне. Так, проблема коррупции обсуждалась на X и XI конгрессах, прошедших в апреле 2000 года в Вене и в апреле 2005 года в Бангкоке. По результатам их работы были приняты Венская декларация "О преступности и правосудии: ответы на вызовы XXI века" и Бангкокская декларация "Взаимодействие и ответные меры: стратегические союзы в области предупреждения преступности и уголовного правосудия". В этих документах содержится ряд положений, посвященных вопросам борьбы с коррупцией. В частности, пунктом 16 Венской декларации предусмотрено, что государства — участники X Конгресса обязуются принимать меры против коррупции в соответствии с Декларацией ООН о борьбе с коррупцией и взяточничеством в международных коммерческих операциях и Международным кодексом поведения государственных должностных лиц. В нем также подчеркивается необходимость разработки универсального международного договора, направленного на противодействие коррупции, помимо Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности 2000 года. С учетом этой рекомендации 4 декабря 2000 года в соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи A/R\ES/55/61 был учрежден специальный комитет "для разработки эффективного международно-правового документа против коррупции", которым в дальнейшем стала Конвенция ООН против коррупции, принятая 31 октября 2003 года на 58-й очередной сессии Генеральной Ассамблеи ООН.

Что касается Бангкокской декларации, то она содержит более подробные положения, касающиеся борьбы с коррупцией по сравнению с Венской декларацией. Очевидно, это обусловлено тем, что на момент проведения Конгресса в апреле 2005 года частью арсенала антикоррупционных механизмов международного сообщества уже была Конвенция ООН против коррупции. Поэтому в пункте 23 Бангкокской декларации отмечается ключевая роль, которую названная Конвенция призвана сыграть "для усилий на международном уровне по борьбе с коррупцией". В пунктах 24 и 25 Декларации установлено, что надлежащее управление публичными делами и публичным имуществом играют важную роль в деле предупреждения коррупции, а меры по возвращению активов, полученных коррупционным путем, представляют собой действенный инструмент по выполнению обязательств по Конвенции ООН против коррупции.

По аналогии с резолюциями Генеральной Ассамблеи ООН документы, принятые на сессиях Конгресса ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию, способны "задавать тон" в вопросах международного сотрудничества по борьбе с различными видами преступности. Венская и Бангкокская декларации, несомненно, задают тон в отношении антикоррупционной деятельности государств, так как отражают их решимость предупреждать и искоренять коррупцию.


2293115741059641.html
2293211727241127.html
2293276249672959.html
2293400775448463.html
2293483198089476.html