Русский Гуманитарный Интернет Университет Библиотека Учебной и научной литературы модели и методы управления персоналом российско-британское учебное пособие - страница 7

^ Логические категории освоения знаний, присущие
специалистам разной направленности





Антиципация

«Упругость»

Конкретное

Инженеры-проектировщики: Оборудование

Визуальное Планирование/ремонт

Операторы: Оборудование/люди Тактильное

Адаптация

Абстрактное


Менеджеры:

Деньги

Цифровое Планирование

Ученые-гуманитарии: Идеи

Вербальное

Обучение


Например, «ремонтная» логика очень полезна для решения тех проблем, которые известны, хорошо структурированы и разложимы на части, и не подходит для других проблем. John S. Carroll (1998) предложил схему анализа и обучения сотрудников в организациях ¾ носителях «ремонтной» логики (см. табл. 3).

Таблица 3
^ Категории организационного обучения



Ресурсы

Виды активности

Процессы

Результаты

Люди

Самопроверка

Наблюдение

Продукция

Инструменты

Дневные встречи

Рефлексия

Цены

Авторитет

Анализ событий

Создание

Безопасность

Законность

Критика после работы

Деятельность

Мораль

Информация

Парные визиты




Репутация

Процедуры

Обмен передовым опытом




Качество

Культура

Benchmarking




Развитие мощностей

Ментальные модели

Аудит и т.п.




Графики

Время, деньги и т.п.












^ Параметры обучаемости организации
Уровень принятого руководством компании курса на обучаемость и степень его реализации могут быть проанализированы в соответствии с параметрами обучаемости, предложенными Майком Педлером с сотрудниками (1997) и преобразованными нами в контрольную карту. Из контрольной карты видно, что обучаемость как свойство организа­ции понимается Педлером намного шире, чем простое распростране­нно и поощрение среди сотрудников методов обучения и самосовершенствования. Обучаемость касается многих свойств организации, как структурных, так и функциональных.

Работа с контрольной картой предполагает анализ выделенных в ней параметров, их экспертное или объективное оценивание и суммирование в виде итогового показателя обучаемости. Кроме того, важен сравнитель­ный анализ уровня обучаемости по разным направлениям. Очевидно, что любая реально работающая фирма, руководство которой даже и не подозревает о существовании концепции обучаемых организаций, тем не менее практикует некоторые из указанных в контрольной карте направле­ний деятельности и поэтому может быть признана частично обучающейся.

По параметрам обучаемости можно сравнить несколько приблизительно равноценных компаний. Иначе говоря, указанная аналитическая деятельность может привести к синтезу концепции обучаемых организаций с процедурами «benchmarking» (см. табл. 4).

Таблица 4
^ Параметры обучающейся организации





п/п

Название


Интерпретация


Показатели


Оценка


1.


Обучающий подход к стратегии


Используются технологии стратегического планирова­ния

Проводится анализ и учет управленче­ских ошибок




2.


Партиципативная стратегия управления


Персонал участвует в принятии реше­ний


• Рабочие группы

• Проблемные группы




3.


Внутренние Public Relations


Поступление информации сверху вниз в полном объеме

Несколько каналов информирова­ния сотрудников




4.


Всеобщий учет и контроль


Используются процедуры параметри­зации процессов

Должностные инструкции Формализация отношений




5.


Внутренний обмен


Полноценные информационные потоки по горизонтали и снизу вверх

• Электронная доска объявлений

• Общая база данных

• Почтовый ящик




6.


Поощрение гибкости

Работает система инноваций

Время внедрения инновации




7.


Осмысленное «усиливающее» структурирова­ние


Создание новых подразделений обсуждается и вписывается в стратеги­ческое планирова­ние

Связь плана действий и плана новообразований





8.


«Пограничные» сотрудники в функции кана­лов общения с внешней сре­дой

Сотрудники собирают и анализируют информацию извне, а также информируют среду

• Формы отчетов о ситуации на рынке

• План информационных «уте­чек»




9.


Обучение на основе опыта других компа­ний

Использование технологий «benchmarking»

Сравнение своих действий и резуль­татов с конкурен­тами




10.


Климат учебы


Разработана и реализуется система обучения персонала

План обучения Разнообразие форм обучения




11.


Возможности саморазвития для всех


Осуществляются мероприятия по планированию карьеры

Соглашения с сотрудниками об условиях карьерного роста













Сумма баллов:





Для подготовки людей к работе требуются три уровня обучения. Первый уровень ¾ простой тренинг выполнения заданий, во время которого человек пошагово вводится в специфические процедуры, выполняемые на рабочем месте. На втором уровне ¾ формального обучения ¾ человек приобретает основные представления о мире и интеллектуальные умения. Традиционно эти знания получают в колледжах и школах. На третьем уров­не ¾ культурного образования ¾ обычно в процессе жизнедеятельности при­обретаются все те знания, без которых человек не смог бы функционировать в культурном аспекте. Раньше компании автоматически считали, что принимаемый сотрудник готов к работе с точки зрения культуры. Сейчас фактически структура профессий все больше дифференцируется, поэтому вполне возможно, что разрыв между потребностями компании и тем, что дает на выходе стандартное образование, увеличивается.

По мнению некоторых специалистов, концепция обучающейся организации несколько снижает значение обучения (тренинга, ретренинга и т.д.) сотрудников в узком смысле этого слова, ведет к переносу внимания на структурно-функциональные аспекты управления. На самом деле это не так. Обучение всегда было и остается прямым путем совершенствова­ния функционирования фирмы. Это подтверждается ростом исследова­ний обучения в узком смысле. Приведем некоторые примеры.


2284231754524543.html
2284321819993545.html
2284543475427742.html
2284590808916051.html
2284648153774607.html