Ббк 65. 011. 3я73 о-28 Всероссийский заочный финансово-экономический институт - страница 22

^ Раздел V Валютная система России Глава 1 Валютная система
Валютная система представляет собой совокупность двух элементов — валютного механизма и валютных отношений.

Под валютным механизмом понимаются правовые нормы и институты, представляющие их на национальном и междуна­родном уровнях.

^ Валютные отношения включают повседневные связи, в ко­торые вступают частные лица, фирмы, банки на валютных и денежных рынках с целью осуществления международных рас­четов, кредитных и валютных операций.

В условиях углубления интеграции экономик промышленно развитых стран валютная система играет все более важную и самостоятельную роль в мирохозяйственных связях. Она оказывает непосредственное влияние на определяющие экономическое положение страны факторы: темпы роста производства и международного обмена, на цены, заработную плату и т.п.

Различают национальную, мировую и региональную (межгосударственную) валютные системы.*

* Элементы национальной валютной системы: национальная валюта, объем и состав валютных резервов, валютный паритет и курс национальной валюты, условия конвертируемости валюты, статус национальных органов и учреждений, регулирующих валютные отношения страны, условия функционирования нацио­нального рынка валюты и золота.

Элементы региональной валютной системы определены условиями соответ­ствующего соглашения (см. ЕВС).

Элементы мировой валютной системы: определенный набор международных платежных средств, валютные курсы и валютные паритеты, условия конверти­руемости, формы международных .расчетов, режим международных рынков ва­люты и золота, международные и национальные банковские учреждения и др.

Базой мировой и региональной валютных систем являются международное разделение труда, товарное производство и внешняя торговля.

Национальные валютные системы представляют собой со­вокупность экономических отношений, с помощью которых осуществляется международный платежный оборот, формиру­ются и используются валютные ресурсы, необходимые для про­цесса общественного воспроизводства.

Мировая валютная система включает международные кредитно-финансовые институты и комплекс международно-договорных и государственно-правовых норм, обеспечивающих функционирование валютных инструментов.

Региональная валютная система создается в рамках мировой валютной системы промышленно развитых стран (Европейская валютная система — ЕВС — как организационно-экономи­ческая форма отношений ряда стран ЕС в валютной сфере).

От эффективности валютного механизма, степени вмеша­тельства государственных и международных валютно-финансовых организаций в деятельность валютных, денежных и золотых рынков во многом зависят экономическое развитие, внешнеэкономическая стратегия промышленно развитых стран.

Рост значения валютной системы заставляет промышленно развитые страны совершенствовать старые и искать новые ин­струменты и методы государственно-монополистического регу­лирования валютной сферы на национальном и наднациональ­ном уровнях.
^ § 1. Мировая валютная система и ее эволюция
Валютная система промышленно развитых стран охваты­вает не только денежно-расчетные отношения между ними, но и в значительной мере внутреннее денежное обращение. Мировая валютная система из стихийно функционировав­шей, основанной на золотом стандарте системы, постепенно становилась целенаправленно регулируемой, опирающейся на бумажно-кредитные деньги. Причем ее развитие повторя­ет — с разрывом в несколько десятилетий — основные эта­пы истории национальных денежных систем. Так, во внут­ренней экономике денежные системы прошли эволюцию от золотомонетного стандарта к золотослитковому и золотодевизному, а от него — к бумажно-кредитному обращению, в рам­ках которого решающая роль переходит к кредитным средствам.

На мировой арене аналогичная ситуация наблюдалась позд­нее в специфических формах. Здесь никогда не было золотомонетного стандарта, золотослитковый стандарт существовал на протяжении нескольких столетий; наряду с золотом постепенно развивались вспомогательные кредитные деньги в виде вексе­лей, чеков и других международных долговых обязательств. Однако к началу XX в. такая валютная система перестала отве­чать новым условиям международных экономических отноше­ний. Одна из наиболее характерных черт этого периода — экс­порт капитала — вступила в противоречие с новыми формами золотого стандарта* мировой валютной системы. Кроме того, запасы казначейского золота стали сосредотачиваться в казне наиболее быстроразвивающихся стран. Потребовалась новая, менее стихийная, более управляемая валютная система. Во вто­рой половине 30-х гг. на смену разновидностям золотого стан­дарта пришло бумажно-кредитное обращение, дающее государ­ству возможность использовать эмиссионный механизм в каче­стве инструмента экономического регулирования.

* Под новыми формами золотого стандарта имеются в виду золотослитковый и золотодевизный стандарты.


Вторая мировая война привела к новому перераспределе­нию золотых запасов: около 4/5 всех государственных запасов золота сосредоточилось в США. Доминирование доллара в ми­ровой валютной системе означало, что золотодевизный стан­дарт принял форму золотодолларового.

Это обстоятельство было официально закреплено в июле 1944 г. на конференции ООН в Бреттон-Вудсе (США), где были заложены основы послевоенной мировой валютной системы.*

* СССР принимал участие в Бреттон-Вудской конференции и в выработке со­глашений об МВФ и МБРР. Однако впоследствии он не вступил в фонд и банк.


Принципы ее заключались в следующем:

• золото признавалось основой мировой валютной системы;

• роль основных валют, представляющих золото в междуна­родных расчетах и в инвалютных резервах, была отведена дол­лару и фунту стерлингов;

• устанавливались твердые паритеты всех валют по от­ношению к доллару, а через него — к золоту и друг к другу;

рыночные колебания валютных курсов вокруг фиксирован­ного долларового паритета допускались в пределах ±1%;

• для регулирования мировой валютной системы был соз­дан Международный валютный фонд (МВФ) и Международный банк реконструкции и развития (МБРР);

• была провозглашена задача отмены системы валютных ограничений и восстановления конвертируемости националь­ных валют.

Построенная на этих началах послевоенная мировая валют­ная система позволила ликвидировать хаос в сфере междуна­родных валютно-финансовых отношений.

Однако противоречивость Бреттонвудской системы — меж­ду стихийно-рыночным началом (золотом) и целенаправленно регулирующим долларом как основной резервной и расчетной валютой привела к следующим последствиям:

• разрыву между неизменной ценой золота в 35 долл. за 1 тройскую унцию и растущими ценами товаров и услуг;

• гигантскому вывозу капиталов из США (с 1957 по 1971 г. в форме прямых инвестиций на сумму 54,2 млрд долл.);

• огромным военным расходам за рубежом;

• увеличению дефицита платежного баланса США (с 1953 по 1972 г. — 69 млрд долл.);

• отрыву реального курса доллара от его золотого паритета.

Кроме того, во второй половине 60-х гг. Западная Европа и Япония вдвое превзошли США по размерам золотого запаса и объему экспорта. В результате перестала существовать даже та общеэкономическая основа, на которой держался золотодевиз­ный стандарт, опирающийся на единственную ключевую ва­люту — доллар. Расстройство золотодолларового стандарта вы­ражалось в массовых «сбросах» доллара на валютных рынках в форме «валютных лихорадок».

Поэтому с 1970 г. в рамках МВФ для стран — членов фонда были введены специальные права заимствования (СДР), пред­назначавшиеся для пополнения их валютных резервов. СДР выполняет ряд функций мировых денег. Они распределяются пропорционально квоте стран в МВФ, поэтому основная их часть (от 2/3 до ¾) приходится на промышленно развитые страны и ¼ на развивающиеся. Первоначально курс СДР оп­ределялся по официальному золотому содержанию, приравнен­ному к доллару США, затем по валютной корзине сначала 16, а теперь 5 основных национальных валют. СДР постепенно превращаются в главное резервное средство мировой валютной системы.

В этих условиях США провели две девальвации доллара — в 1971 и 1973 г., в результате чего официальная цена золота воз­росла с 35 долл. до 42,22 долл. за тройскую унцию. К этому времени большинство правительств промышленно развитых стран сняли с себя ответственность за поддержание курса своей валюты в определенном соотношении с ее долларовым парите­том и перешли на режим плавающих курсов. С 1973 г. золото продается и покупается по ценам, складывающимся на специ­альных рынках золота, и цена на золото перестала оказывать непосредственное влияние на мировую валютную систему.

В такой ситуации остро встал вопрос о реформировании международных валютных отношений. В январе 1976 г. сессия Временного комитета МВФ утвердила ряд принципиальных изменений в Уставе МВФ, означавших официальную реоргани­зацию мировой валютной системы (Ямайское соглашение 1976—1978 гг.). Изменения в механизме валютных отношений вступили в силу с 1 апреля 1978 г. и состояли в следующем: была отменена официальная цена золота (1/3 золотого запаса МВФ ликвидировалась путем продажи 1/6 этого запаса на от­крытых аукционах и возвращения еще 1/6 запаса странам — членам фонда); СДР были официально превращены в главный резервный актив мировой валютной системы.

Узаконивалась система плавающих курсов валют. Страны — члены фонда могли выражать паритеты своих валют в СДР или какой-либо другой иностранной валюте (но только не в золо­те). Была расширена сфера межгосударственного валютного регулирования, для чего в рамках МВФ был создан Совет на уровне министров стран-участниц по согласованию экономиче­ской политики.

Сложившаяся валютная система соответствовала во мно­гом изменившимся условиям мирового хозяйства в 70-х гг.

В 1992 г. Россия вступила в члены МВФ. На сессии МВФ и Всемирного банка в Гонконге (сентябрь 1997 г.) было утвер­ждено решение о дополнительном выпуске СДР. (До сих пор выпуск СДР предпринимался дважды с распределением про­порционально квотам стран в МВФ — в 1970—1972 и 1979— 1981 гг.). Сумма эмиссии составит 21,4 млрд СДР, что соответ­ствует примерно 28,9 млрд долл. Россия согласно националь­ной квоте в МВФ получит 1,7 млрд долл. в виде СДР.
^ §2. Региональные валютные системы
Углубление процессов западноевропейской валютной инте­грации привело к созданию Европейской валютной системы (ЕВС), которая представляет собой региональную валютную систему и одновременно является элементом современной ми­ровой валютной системы.

ЕВС была создана в 1979 г. Основной чертой этой регио­нальной валютной системы является механизм ЭКЮ — специ­альной европейской расчетной единицы, основанной на «корзине» из 10 валют стран Западной Европы во главе с маркой ФРГ (на 1/3). В отличие от СДР ЭКЮ применяется и в част­ных операциях банков и фирм. Квота национальных валют — компонентов ЭКЮ — определяется экономическим потенциа­лом стран (их долей в совокупном ВНП и товарообороте ЕС) и подлежит пересмотру каждые пять лет. При пересмотре «корзины» все активы и пассивы переоцениваются по новому курсу. Последний раз структура ЭКЮ была зафиксирована в сентябре 1989 г., удельный вес валют составлял (в %): немецкая марка — 30,1; французский франк — 19,0; фунт стерлингов — 13,0; итальянская лира — 10,0; голландский гульден — 9,4; бельгийский франк — 7,6; испанская песета — 5,3; прочие — 5,45.

В отличие от Ямайской валютной системы, юридически за­крепившей демонетизацию золота, ЕВС использует золото в качестве частичного обеспечения ЭКЮ, объединив 20% офици­альных золотодолларовых резервов стран-членов.

Режим валютных курсов основан на совместном «плавании» валют в установленных пределах взаимных колебаний курсов (± 2,25% от центрального курса, для Италии — 6% с учетом нестабильности ее валютно-экономического положения). С августа 1993 г. пределы колебаний были временно расширены до ±15%.

В ЕВС осуществляется межгосударственное региональное валютное регулирование через Европейский валютный инсти­тут (до 1994 г. — Европейский фонд валютного сотрудничества), который предоставляет центральным банкам кратко- и средне­срочные кредиты для покрытия временного дефицита платеж­ных балансов и расчетов, связанных с валютной интервенцией.

С 1 января 1999 г. планируется официальный переход Европейского союза к единой валюте, получившей название Евро, хотя фактически новые денежные знаки войдут в об­ращение в 2002 г.

Европейский валютный союз устранит границы для денеж­ного обращения и вместо множества национальных валют поя­вится единая денежная единица — евро.

К становлению валютного союза Европа движется уже в те­чение длительного времени. Первый этап этого процесса на­чался в 1990 г. с либерализации движения капитала. Второй этап — создание в 1994 г. во Франкфурте-на-Майне Европей­ского валютного института — предшественника Европейского центрального банка. В соответствии с договором, подписанным в Маастрихте, третий этап становления валютного союза дол­жен начаться не позднее 1 января 1999 г.

К этому сроку обменные курсы национальных валют по от­ношению к евро и между собой будут зафиксированы по вза­имной договоренности и без права отзыва. Европейский цен­тральный банк будет проводить единую денежную и кредитную политику. Для тех стран, которые не сразу вступят в Европей­ский валютный союз, будет создан союз обменных курсов (ЕВС 2), который приведет их к более позднему членству в ЕВС.

После создания валютного союза в 1999 г. начнется трех­летний переходный период.

В соответствии с договором, подписанным в Маастрихте, основными требованиями для участия в ЕВС являются низкие темпы инфляции, стабильные обменные курсы валют, сравнитель­но низкие процентные ставки, дефицит бюджета не более 3%, а го­сударственный долг — максимально 60% ВВП. По состоянию на 1997 г. шансы для членства в ЕВС наряду с Францией и Герма­нией имеют страны Бенилюкса, Австрия, Ирландия, Финляндия.

Валютный союз создает второй по величине финансовый, рынок в мире.* С начала деятельности ЕВС в 1999 г. произойдет переход биржевых курсов на евровалюту. ЕВС будет способствовать появлению большого рынка еврозаймов, исчезнет разница в процентных ставках, которая основывается на ожи­даниях изменения курсов. Займы в ЭКЮ будут пересчитаны в евровалюту в пропорции 1:1. Инвесторы повысят долю еврова­люты в портфелях ценных бумаг. ЕВС представляет собой ло­гичное дополнение внутренних национальных рынков. Общая валюта повысит эффективность ценообразования и укрепит конкурентоспособность, ускоряя рост и повышая надежность долгосрочных инвестиций. В валютном союзе отпадут риски изменения курсов валют участниц и в результате связанные с этим операционные расходы и расходы на хеджирование.

* В случае успеха, евро окажет колоссальное воздействие и на мировые фи­нансы. По данным Дойче банка, на ЕС приходится 20,9% мировой торговли (США — 19,6%, Япония — 10,5%); ЕС является вторым в мире фондовым рын­ком с объемом 4,7 трлн. долл.); в валютных резервах центральных банков мира около 20% приходится на немецкие марки (60% — на доллар США). Став твер­дой валютой, евро поставит серьезную конкуренцию американскому доллару во всех финансовых сферах.


Банки в Европе должны будут ориентироваться на фунда­ментальные изменения их основной деятельности. Частным примером этого является развитие европейской межгосударст­венной системы расчетов. Так, система «ТАРГЕТ» центральных банков объединит национальные системы, а ассоциация банков «ЭКЮ» предложит европейскую систему нетто-клиринга.

Предстоящий постепенный переход на единую валюту за­тронет и интересы России, так как Евросоюз является основным торгово-экономическим партнером Российской Федерации (на ЕС приходится около 60% нашей внешней торговли и пример­но такая же доля иностранных инвестиций.). Вероятные досто­инства евро (она будет иметь более стабильный курс валюты, более устойчивыми и объемными станут финансовые рынки ЕС, упростится сопоставление цен и т.д.) не снимают возни­кающие для Российской Федерации вопросы. Прежде всего предстоит произвести пересчет всех российских активов и пасси­вов в Европе (долга, контрактные обязательства, оценка недви­жимости, ценные бумаги и т.п.), что означает большую техни­ческую работу. Встает вопрос и о гарантиях интересов наших экспортеров, у которых контракты со странами ЕС в ряде случа­ев заключены в долларах США. Поскольку потери не исключе­ны из-за курсовой разницы евро — доллар и в ряде двусторон­них операций, необходимо определить, кто и как будет нести валютные риски. Очевидно, что с более сложными проблемами столкнутся предприятия малого и среднего бизнеса России.
^ §3. Балансы международных расчетов
Международные экономические, политические и культурные отношения страны находят общенное выражение в балансах международных расчетов. Они занимают в системе агрегатных эконо­мических показателей важное место, поскольку отражают пере­распределение национального дохода между странами. Поэтому при определении ВНП и национального дохода учитывается чис­тое сальдо международных требований и обязательств.

^ Балансы международных расчетов — это соотношение де­нежных требований и обязательств, поступлений и платежей одной страны по отношению к другим странам. Основными видами таких балансов являются: расчетный баланс; баланс международной задолженности; платежный баланс.

Расчетный баланс — это соотношение требований и обяза­тельств данной страны на какую-либо дату по отношению к другим странам независимо от сроков наступления платежей. Такие требования и обязательства возникают в результате экс­порта (импорта) товаров и услуг, предоставления (получения) займов и кредитов.

Различают расчетные балансы на определенный период и на определенную дату. Активные статьи расчетного баланса за соответствующий календарный период показывают сумму но­вых требований данной страны к иностранным государствам и произведенные ею инвестиции за границей. Пассивные статьи отражают вновь возникшие обязательства страны по кредитам и инвестициям иностранных государств. Расчетный баланс за период показывает лишь динамику требований и обязательств одной страны по отношению к другим государствам, но по нему нельзя выявить валютно-финансовое положение страны в целом.

Для оценки международной расчетной позиции страны ва­жен расчетный баланс на определенную дату (на начало или конец года), который отражает соотношение всех требований и обязательств данной страны к загранице независимо от перио­да их возникновения и срока оплаты. Его активное сальдо по­казывает, что страна больше предоставляла, чем привлекала кредитов и инвестиций, и как кредитор она будет получать валютные поступления в будущем. Пассивное сальдо расчетного баланса на определенную дату характеризует позицию страны как нетто-должника и показывает размер ее будущих платежей иностранным государствам, не покрытых поступлениями.

^ Салоне международной задолженности широко используется в статистике развитых и развивающихся стран. Он близок к расчет­ному балансу, но отличается от него набором статей и имеет свои особенности в отдельных странах. Например, в США применяется так называемый «баланс международных инвестиций», состоящий из следующих основных статей (см. табл. 1.1).

^ Таблица 1.1.

Баланс международных инвестиций США

Зарубежные активы США, млрд долл.

1981 г.

1992г.

Официальные золотовалютные резервы

719,6

1253,7

Прочие государственные активы, включая долгосроч­ные и краткосрочные государственные займы

68,7

85,5

Частные активы за рубежом

620,8

1120,4

в том числе:







прямые инвестиции

228,3

326,9

портфельные инвестиции

63,1

156,8

зарубежные активы небанковских корпораций

35,9

32,9

зарубежные активы банков

293,5

603,8

Обязательства перед иностранными вкладчиками

578,7

1786,2

Иностранные государственные вложения (преимущественно в американские ценные государст­венные бумаги)

180,4

322,1

Прочие обязательства (преимущественно частые)

398,3

1464,1

в том числе:







.прямые инвестиции

108,7

328,9

портфельные инвестиции

93,6

490,2

зарубежные обязательства небанковских корпораций

30,6

35,5

зарубежные обязательства банков

165,4

609,5

Баланс международных инвестиций

140,9

-532,5


Источник: International Financial Statistics, Eeb. 1993.

Как видно из приведенных данных, в 80—90-е гг. США превратились из кредитора в нетто-должника прежде всего из-за роста своих обязательств по статьям «портфельные инвестиции» и особенно «зарубежные обязательства банков США», которые отражают рост вложений в американские ценные бумаги и на счета американских банков «горячих денег» (это средства, быстро переводимые их владельцам из одной страны в другую для получения выгоды от изменения валютных курсов или процентных ставок, а также во избе­жание потерь от изменения экономической и политической обстановки в стране их прежнего пребывания). «Горячие деньги» — это, как правило, временно свободные средства ТНК, ТНБ, а также индивидуальных вкладчиков капитала.

Большинство развивающихся стран является нетго-должниками, но не из-за притока «горячих денег», а вслед­ствие широкого привлечения внешних займов, которое при­вело к обострению проблемы внешней задолженности в этой группе стран. Их задолженность в начале 90-х гг. составила 1,5 трлн долл.

^ Платежный баланс занимает центральное место в балан­сах международных расчетов. Он представляет собой коли­чественное и качественное выражение масштабов, структуры и характера внешнеэкономических связей государства.

Платежный баланс — это соотношение суммы платежей, произведенных данной страной за границей, и поступлений, полученных ею из-за границы за определенный период вре­мени. Различают платежные балансы: за определенный пе­риод (год, квартал, месяц) и на определенную дату. Платеж­ный баланс за определенный период представляет собой соотношение платежей и поступлений за данный отрезок времени и позволяет выявить изменения в международных экономических отношениях страны, состояние и развитие ее экономики. Хотя платежный баланс на определенную дату не фиксируется в форме публикуемых статистических пока­зателей, он отражает изменения ежедневных соотношений платежей и поступлений, которые подлежат исполнению на конкретную дату.

Если валютные поступления превышают платежи, то пла­тежный баланс активен, а если платежи больше поступлений, то пассивен.

Основные различия между расчетным и платежным балан­сами состоят в следующем:

• расчетный баланс включает требования и обязательства страны к загранице, в том числе непогашенные; платежный баланс отражает только фактически произведенные поступле­ния и платежи;

• в расчетный баланс входят все полученные и предостав­ленные кредиты, включая непогашенные, не вошедшие в пла­тежный баланс;

• конечное сальдо — активное или пассивное — платежного и расчетного балансов не совпадают и обычно противополож­ны, поскольку расчетные балансы стран-кредиторов (США, ФРГ, Японии и др.) обычно активны, а платежные балансы, особенно по текущим операциям, периодически пассивны. У стран-должников пассивные и расчетные балансы иногда соче­таются с активными платежными балансами;

• в платежный баланс включаются только оплаченные экспорт и импорт, а расчетный баланс охватывает и неопла­ченную часть товарооборота, осуществляемого в кредит.

Таким образом, различия между платежным и расчетным балансами определяются преимущественно развитием между­народных кредитных отношений.

По характеру операций публикуемые платежные балансы содержат два основных раздела: 1-й раздел — платежный ба­ланс по текущим операциям: а) платежи и поступления по внешнеторговым операциям, или торговый баланс; б) баланс услуг (международные перевозки, фрахт, страхование и пр.) и некоммерческих операций (расчеты по патентам, технической помощи), доходы и платежи по инвестициям; 2-й раздел — баланс движения капиталов (краткосрочные и долгосрочные операции) и кредитов.

К балансу движения капиталов и кредитов примыкает ста­тья «Ошибки и пропуски». Она показывает неучтенное движе­ние краткосрочного капитала. Изменение валютных резервов отражает международные валютные операции центральных банков, связанные с выравниванием платежного баланса и поддержанием курса национальной валюты.

При определении сальдо платежного баланса его статьи подразделяются на основные и балансирующие. К основным статьям относятся операции: влияющие на сальдо платеж­ного баланса и обладающие относительной самостоятельно­стью: текущие операции и движение долгосрочного капита­ла. В балансирующие статьи входят операции, не имеющие самостоятельности или обладающие ограниченной самостоя­тельностью. Эти статьи характеризуют методы и источники погашения сальдо платежного баланса и включают: движе­ние валютных резервов; изменения краткосрочных активов; отдельные виды иностранной помощи; внешние государст­венные займы; кредиты международных валютно-кредитных организаций и т.п. Итоговые показатели основных и балансирующих статей взаимно погашают друг друга, т.е. фор­мально платежный баланс уравновешивается. Если платежи превышают поступления по основным статьям, то возникает проблема погашения дефицита за счет балансирующих ста­тей, характеризующих источники и методы урегулирования сальдо платежного баланса, для чего традиционно использу­ются займы и ввоз предпринимательского капитала. Это временный метод балансирования платежного баланса, так как страны-должники обязаны выплачивать проценты и ди­виденды, а также сумму займа.

Минусовое сальдо составило в 1982 г. 11,6 млрд. долл., а к 1997 г. — 160,2 млрд. долл. (2,1% ВНП). Дефициту платежного баланса США противостоят активные сальдо платежных балан­сов Японии (25,3 млрд. долл. к 1995 г.) и стран ЕС (84,6 млрд. долл. к 1997 г.) Возникновение у Германии дефицита платеж­ного баланса в 90-е годы (2,1 млрд. долл. к 1995 г.) компенсиро­валось появлением активных сальдо в Германии и во Франции, соответственно 42 млрд. долл. (3,5% ВНП) и 19,5 млрд. долл. (1,3% ВНП).

Новым способом покрытия пассивного сальдо баланса стали краткосрочные кредиты по соглашениям своп, взаимно предоставляемые центральными банками в национальной валюте.

Для покрытия временного дефицита платежного баланса МВФ предоставляет странам — членам фонда резервные (безусловные) кредиты (в пределах 25% квот).

Промышленно развитые страны мобилизуют для погашения дефицита платежного баланса средства на мировом рынке ссудных капиталов в виде кредитов банковских консорциумов, облигационных займов.

К временным методам покрытия дефицита платежного ба­ланса относятся также льготные кредиты, полученные страной по линии иностранной «помощи».

Окончательным методом балансирования платежного ба­ланса служит использование страной ее официальных золото­валютных резервов. Главным средством окончательного сба­лансирования платежного баланса служат резервы конверти­руемой иностранной валюты.

С 70-х гг. для приобретения иностранной валюты, необхо­димой для покрытия дефицита платежного баланса, стали при­меняться СДР путем перевода их со счета одной страны на счет другой в МВФ. С 1979 г. страны — члены ЕВС для покрытия временного дефицита платежного баланса применяют также ЭКЮ. Окончательным средством погашения дефицита платеж­ного баланса служит также иностранная помощь в виде субси­дий и даров.

^ Вспомогательным средством сбалансирования платежного баланса является продажа иностранных и национальных ценных бумаг на иностранную валюту. Например, США час­тично погашают пассивное сальдо своего платежного балан­са, размещая облигации казначейства в центральных банках других стран.

^ Методология составления платежного баланса. Первые попытки учета масштабов и оценки последствий международ­ных экономических операций относятся к концу XIV в.

К началу XX в. наиболее полное развитие получили методы составления платежного баланса в США и Англии. Первая по­пытка публикации платежного баланса в США предпринята в 1923 г. по показателям 1922 г. В 1943 г. американский эконо­мист X. Лери составил платежный баланс США за 1919— 1939 гг. Он и послужил прообразом платежного баланса США, составляемого после Второй мировой войны. С 1946 г. кварталь­ные и годовые отчеты о платежном балансе стали печататься Министерством торговли США в журнале «Сервей оф каррент бизнес».

В 1947 г. была создана схема платежного баланса, опуб­ликованная как документ ООН, послужившая базой для раз­работки МВФ формы и принципов составления платежного баланса. Издавая «Руководство по платежному балансу», МВФ продолжал разработку унификации его схемы, которая в общих чертах повторяет систему построения платежных балансов ведущих развитых стран с некоторыми изменения­ми. Они делают эту схему более универсальной, что позво­ляет сравнить балансы развитых и развивающихся стран. Обрабатывая исходные данные, представленные странами, эксперты МВФ вносят уточнения, используют неофициаль­ные публикации, перегруппировывают статьи платежных балансов и выполняют другие корректирующие действия, что позволяет судить о масштабах исследуемых процессов.

Классификация статей платежного баланса по методике МВФ

А. Текущие операции*

Товары

Услуги

Доходы от инвестиций

Прочие услуги и доходы

Частные односторонние переводы

Государственные односторонние переводы

Итого: А (баланс текущих операций)

В. Прямые инвестиции и долгосрочный капитал

Прямые инвестиции

Портфельные инвестиции

Прочий долгосрочный капитал

Итого: А+В (соответствует концепции базисного баланса в США)**

С. Прочий долгосрочный капитал

D. Ошибки и пропуски

Итого: A+B+C+D (соответствует концепции ликвидности в США)***

Е. Балансирующие статьи

Переоценка золотовалютных резервов, распределение и использование СДР

Движение золотовалютного резерва

F. Чрезвычайные источники покрытия сальдо

G. Обязательства, образующие валютные резервы иностранных

официальных органов.

Итого: A+B+C+D+E+F+G (соответствует концепции официальных расчетов в США)****

Н. Итоговое изменение резервов

Золото

СДР

Резервная позиция в МВФ

Иностранная валюта

Прочие требования

Кредиты МВФ

* С 1976 г. принято публиковать официально только платежный баланс по текущим операциям.

** Эта концепция действовала до 1958 г.

*** Введена с 1958 г.

**** Введена с 1965 г.


Регулирование платежного баланса: национальное и межгосударственное. Платежный баланс является одним из объек­тов государственного регулирования. Хотя платежные балан­сы по своей природе не могут быть постоянно активны или: пассивны, поляризация их состояния усиливает нестабиль­ность валютных курсов и переливы капитала, особенно «горячих денег», отрицательно влияет на денежное обраще­ние и в конечном счете на экономику. При этом стихийный механизм выравнивания платежного баланса через автомати­ческий процесс ценового регулирования действует крайне слабо. Поэтому восстановление равновесия международных расчетов требует целенаправленных государственных меро­приятий.

Задача уравновешивания баланса международных расчетов входит в число главных целей экономической политики госу­дарства наряду с обеспечением темпов экономического роста, борьбой с инфляцией и безработицей. Государственное регулирование платежного баланса — это совокупность экономиче­ских, в том числе валютных, финансовых, денежно-кредитных мер, направленных на формирование основных статей платеж­ного баланса. Существует разнообразный арсенал методов ре­гулирования платежного баланса, нацеленных на стимулирова­ние либо ограничение внешнеэкономических операций в зави­симости от валютно-экономического положения и состояния международных расчетов страны.

Странами с дефицитом платежного баланса обычно для стимулирования экспорта, сдерживания импорта товаров, привлечения иностранных капиталов, ограничения вывоза капитала применяются следующие меры: дефляционная по­литика; девальвация; валютные ограничения; финансовая и денежно-кредитная политика; специальные меры воздейст­вия на платежный баланс в ходе формирования его основ­ных статей.

При активном платежном балансе регулирование направ­лено на устранение чрезмерно активного сальдо. С этой це­лью указанные выше методы — финансовые, кредитные, валютные, а также ревальвация валюты — используются для расширения импорта и сдерживания экспорта товаров, уве­личения экспорта капиталов (в том числе кредитов и помо­щи) и ограничения их импорта. Активное сальдо использует­ся для погашения внешней задолженности страны, предос­тавления кредитов иностранным государствам, увеличения золотовалютных резервов.

Новым, явлением с середины 70-х гг. стали попытки выра­ботки принципов коллективного регулирования баланса меж­дународных расчетов, в частности, на регулярных встречах на высшем уровне стран большой семерки.

К межгосударственным средствам регулирования платежных балансов относятся:

• согласование условий экспортных кредитов;

• двусторонние правительственные кредиты, краткосрочные взаимные кредиты центральных банков в национальных валю­тах по соглашениям своп;

• кредиты международных валютно-кредитных и финансо­вых организаций, прежде всего МВФ.

Таким образом, регулирование платежного баланса значи­тельно усложнилось, а его инструментарий расширился. Оно приобрело систематический характер в сочетании с другими формами экономической политики.

^ Платежный баланс России. Информация о состоянии пла­тежного баланса СССР всегда считалась закрытой. Министер­ство финансов ежегодно готовило отчет о выполнении валют­ного плана страны, который было трудно назвать платежным балансом.

После подачи Россией заявки на вступление в МВФ* и в соответствии с его уставом она была обязана представить необходимую статистическую информацию, характеризую­щую ее экономическое и финансовое положение. Специали­стам МВФ и группе экспертов КВЭС РФ Внешэкономбанк и Министерство экономики и финансов РФ представили ранее закрытую официальную информацию о неторговых операци­ях, платежах по обслуживанию долга и динамике валютных резервов. Это позволило рассчитать платежный баланс быв­шего СССР и Российской Федерации за 1990—1991 гг. в раз­бивке по группам стран, с которыми СССР имел различные системы расчетов.

* Россия вступила в МВФ в апреле 1992 г.


Платежный баланс России рассчитывался на базе союзного по следующей методике. Доля России в союзном экспорте была установлена на уровне 78%, в импорте — 68% в 1990 г. и 67% в 1991 г. Предполагается, что российским является 67% добывае­мого в стране золота. В платежах по обслуживанию долга доля России — 67%. Эта же доля принята в расчетах и по другим статьям российского платежного баланса.

После образования Российской Федерации и стран СНГ возникла проблема расчета платежного баланса России с учетом ее экономических связей с другими государствами — членами СНГ и прочими бывшими союзными республиками. Без этого платежный баланс России не может быть полным. Однако включение сальдо расчетов России по межреспубли­канским экономическим связям в ее платежный баланс с прочими зарубежными странами требует решения многочис­ленных методологических, теоретических и организацион­ных вопросов.

Дефицит платежного баланса России по итoгaм 1996 г. составил 22,6 млрд долл., увеличившись на 11,5 млрд долл. по сравнению с 1995 г. Финансирование дефицита платеж­ного баланса было в основном произведено за счет перене­сения на будущие периоды платежей по обслуживанию внешнего долга (8,4 млрд долл.), а также за счет государст­венных займов, среди которых наибольшее значение имели кредиты МВФ (3,8 млрд долл.), Германии и Франции (на общую сумму 3,5 млрд долл.}.

В 1997 г. на платежный баланс России серьезно повлияли два внешних фактора: снижение мировых цен на энергоно­сители и кризис, охвативший во второй половине года фон­довые и валютные рынки Юго-Восточной Азии. Тем не ме­нее, сальдо внешней торговли, хотя и существенно снизи­лось, оставалось активным, а приток иностранного капитала в целом за 1997 г. превысил аналогичный показатель пред­шествующего периода почти в 2 раза. Это обеспечило пла­тежному балансу достаточную степень устойчивости и по­зволило Банку России увеличить валютные резервы на 1,8 млрд долл.

Вместе с тем, положительное сальдо счета текущих опе­раций составило 3,3 млрд долл. (в 1996 г. — 12,1 млрд долл.), т.е. сложилось на самом низком уровне с 1993 г.

2283770637586787.html
2283887332670471.html
2283984480741322.html
2284145448333365.html
2284208462449083.html