Глава 7. Современные техники, используемые в гипнозе - Ахмедов Т. Н. А 95 Гипноз. Новейший справочник

Глава 7. Современные техники, используемые в гипнозе 279

ребенок, Начальник, Подчиненный, Учитель, Ученик, Пациент, Врач, Потребитель, Актер и т. д., но могут быть даже субличности, имеющие разное отношение к проблемам уличного движения, например Пешеход, Пассажир, Водитель.

Очень важно научиться анализировать, идентифицировать, распознавать свои внутренние силы и давать каждой свое индивидуальное имя. Для этого предлагаем вам следующее упражнение.

Упражнение «Круг субличностей»

Перечислите все свои желания. Записывайте все, что приходит вам в голову. Убедитесь, что вы включили и то, что у вас сейчас есть, и то, что вы хотели бы иметь в дальнейшем (например, не болеть, быть хорошим родителем, иметь много денег, получить хорошее образование, достигнуть успеха в работе (бизнесе), любить, быть любимым и т.п.).

Теперь войдите в особое состояние сознания и сосредоточьтесь на том, что вы чувствовали, когда читали список. Есть ли у вас субличность, которая говорит вам, что она тоже хотела бы иметь все это? Или субличность, осуждающая людей, имеющих желания, которых нет у вас или которые для вас являются несущественными? А теперь составьте список ваших собственных желаний.

Когда в вашем списке наберется двадцать пунктов (или когда вы почувствуете, что записали все желания), просмотрите список и выберите пять-шесть самых существенных. Может быть, вы захотите что-то изменить в нем. Например, можно объединить желания «кататься на лыжах», «плавать», «играть в теннис», «ходить в походы» в одно общее: «заниматься спортом на свежем воздухе». Теперь выделите свои самые важные желания и не включайте те, которым хочет отдать предпочтение ваша субличность «Мнение других людей».

На большом листе бумаги нарисуйте круг диаметром примерно двадцать сантиметров. Внутри него - круг поменьше. Получилось кольцо, центральная часть которого - ваше Я. А в самом кольце разместите те пять-шесть субличностей, которые являются выразителями ваших желаний.

Нарисуйте цветными карандашами или красками символы, отражающие ваши желания. Отсутствие художественных спо-

280

^ Гипноз. Новейший

собностей в данном случае не имеет значения. Просто нарисуйте и раскрасьте любые пришедшие в голову символы.

Когда вы закончите рисование, дайте каждой субличности свое индивидуальное имя. Некоторые из них могут походить на клички (Авантюрист, Профессор, Крутой, Герой-Любовник Мочалка, Звезда), другие будут более романтичны (Легкое Очарование Весеннего Утра, Маленький Принц, Соколиный Глаз Лесная Нимфа и т.д.). Здесь важно придумать свои собственные имеющие для вас и только для вас смысл названия.

Теперь раскрасьте свое Я. Это упражнение полезно повторять много раз, хотя бы потому что названия некоторых субличностей, в том числе и самых важных, могут меняться по мере того, как вы будете точнее прояснять для себя, чего же они хотят, как действуют и почему меняются.

Различные наши субличности воплощают самые разнообразные ценности, преследуют различные интересы, имеют разнонаправленные намерения и, таким образом, вступают в конфликты друг с другом. Наша способность быть успешными и счастливыми коренным образом определяется тем, как мы согласовываем и творчески управляем своими различными субличностями.

Состояние целостности и подлинной искренности, когда все субличности согласованно работают вместе, преследуя одну цель, называется конгруэнтностью. Внутренняя конгруэнтность дает силу и энергию. Мы конгруэнтны, когда все наше вербальное и невербальное поведение нацелено на один результат. Все части находятся в гармонии, и мы имеем свободный доступ к своим ресурсам. Маленькие дети почти всегда конгруэнтны. Когда они хотят чего-то, они хотят этого всем своим существом. Но быть в гармонии с самим собой не означает, что все твои субличности играют одну и ту же мелодию. В оркестре различные инструменты играют согласованно, и общее звучание представляет собой нечто большее, чем то, что мог бы воспроизвести любой из инструментов в отдельности, но именно различие между инструментами придает музыке ее колорит, силу воздействия и гармонию. Точно так же, когда мы конгруэнтны, наши различные убеждения, ценности и интересы действуют согласованно, чтобы придать нам энергии для достижения наших целей.

Инконгруэнтность представляет собой смешанное сообщение - инструмент, играющий не в лад с оркестром, мазок, цвет

^ Глава 7. Современные техники, используемые в гипнозе 281

которого совершенно не подходит к картине. Эти смешанные внутренние сообщения будут отражаться в двусмысленных сообщениях другим людям и приводить в результате к запутанным действиям и самосаботажу. (Ошибочные действия - оговорки, описки, очитки, ошибки памяти и т.п., о которых писал 3. Фройд, самый яркий пример инконгруэнтности).

Когда вы принимаете решение и вы конгруэнтны относительно этого решения, тогда вы знаете, что можете действовать и воспользоваться любым шансом на успех. Когда вы стоите перед необходимостью принять решение и инконгруэнтны в отношении его, это предоставляет вам бесценную информацию со стороны вашего бессознательного. Говорят, что в таком случае неразумно предпринимать какие-либо действия и что пришло время подумать, собрать больше информации, создать больше вариантов выбора или исследовать другие результаты. Вопрос состоит в том, как узнать, когда вы конгруэнтны и инконгруэнтны? Ниже приводится простое упражнение для определения ваших внутренних сигналов конгруэнтности и инконгруэнтности.

Упражнение «Идентификация сигналов конгруэнтности и инконгруэнтности»

Войдите в особое состояние сознания. Вспомните то время, когда вы действительно чего-то хотели: то особенное угощение, подарок или событие, которого вы действительно ждали. Когда вы мысленно вернетесь к тому времени и событию, вы сможете начать осознавать, на что похоже это ощущение конгруэнтности. Познакомьтесь с этим ощущением, чтобы использовать его в будущем для определения своей конгруэнтности относительно результата. Обратите внимание на свои ощущения, отметьте нюансы переживания, в то время как вы мысленно возвращаетесь к тому времени. Можете ли вы найти какое-нибудь внутреннее ощущение, картинку или звук, который безошибочно указывал бы вам на то, что вы конгруэнтны?

Теперь вспомните то время, когда у вас появлялись оговорки относительно какой-нибудь идеи. Возможно, вы чувствовали, что это хорошая идея, но что-то подсказывало вам, что это может привести к неприятностям. Или же вы могли представлять себя Делающим это и все же испытывать чувство неопределенности.

282

^ Гипноз. Новейший справочник

В то время как вы думаете об имеющейся у вас оговорке в вашем теле возникает определенное ощущение, возможно, какой-то особенный образ или звук, который дает вам понять что вы мобилизованы не полностью. Это и есть ваш сигнал ин-конгруэнтности.

Познакомьтесь с ним, это ваш хороший друг, он мог бы сэкономить вам кучу денег. Возможно, вы захотите испытать его в различных ситуациях, где у вас имеются сомнения или оговорки. Способность выявлять в себе сигнал инконгруэнт-ности предохранит вас от многих ошибок.

Выявление инконгруэнтности в других людях очень важно, особенно в сфере оказания им помощи путем общения. Например, психотерапевт, дающий интерпретацию, спрашивает, понял ли пациент его или нет. Пациент может ответить: «Да», но тон его голоса или выражение лица, не соответствующие словам, покажут, что это не совсем так. (В. Сейтер выделила четыре стиля личности на основании инконгруэнтного поведения: обвинитель-критикан, задабривающий, компьютер (сверхрациональный) и неуместный.

Игры, в которые играют наши внутренние голоса, становятся деструктивными в том случае, если мы их не осознаем или позволяем себе расслабиться, не предпринимая мер для примирения конфликтных сторон. Одна из целей самонаблюдения в особых состояниях сознания состоит в том, чтобы больше понять центр, сущность собственного Я, усилить его, чтобы оно было способно разрешать конфликты между субличностями (при этом наше Я никогда не станет игнорировать или прогонять какие-либо субличности, поскольку каждая из них фактически отражает потребности целостной личности).

Предлагаем еще одно упражнение, которое позволит вам больше узнать о субличностях.

Упражнение «Диалог субличностей»

Войдите в особое состояние сознания. Дайте возможность обнаруженным вами субличностям пообщаться друг с другом и с вашим Я, пусть они скажут, за что ценят друг друга, почему обижаются и чего хотят. Может быть, вам захочется записать эти диалоги; в таком случае рекомендуется записывать за один

Глава 7. Современные техники, используемые в гипнозе 283

сеанс лишь несколько диалогов для того, чтобы полностью развернуть каждое взаимодействие.

Дайте им возможность сказать несколько предложений, начинающихся словами: «Мне нравится...», «Я хотел бы...», «Мне представляется...»

Следующее упражнение можно проделывать как индивидуально, так и в группе. Оно позволяет услышать спор, который ведут в сознании внутренние голоса.

Упражнение «Психодрама субличностей»

Выберите из группы (или представьте) тех участников, кто будет исполнять роль ваших субличностей. Предложите им в качестве примера некоторые ваши диалоги, так чтобы они получили достаточную информацию для организации действия и смогли изображать именно ваши, а не свои субличности.

Сядьте в центре комнаты и попросите друзей-актеров сесть вокруг вас.

Войдите в особое состояние сознания. По вашему сигналу они должны начать говорить с вами - требовать, угрожать; просить, льстить. Оставайтесь в образе своего Я, обращая внимание на то, что вы чувствуете по поводу действий и слов каждого.

Будьте внимательны. Как дирижер оркестра, руками останавливайте (или приглушайте) излишне напористого и поощряйте и усиливайте робкого. В заключение скажите каждой вашей субличности, что вы чувствовали по поводу ее слов и действий, и расскажите ей о том важном месте, которое она будет занимать в вашей дальнейшей жизни.

Психодраматический подход позволяет прояснить многие внутренние проблемы. Благодаря подобному упражнению некоторые люди начинают осознавать силу своего Я и понимать, что они действительно могут управлять своими внутренними голосами и требованиями своих субличностей в реальной жизни Даже больше, чем могли это делать во время психодрамы.

Описанное выше упражнение, вероятно, выявит субличности, имеющие в целом позитивный характер (хотя они могут быть в конфликте друг с другом). В то же время у большинства из нас есть и субличности с негативными голосами, нередко причиняющие нам страдание. Одна из них - это условный

284

^ Гипноз. Новейший справочник

Критик, или Нападающий. Вот упражнение, которое поможет вам определить его.

Упражнение «Определение Критика»

Войдите в особое состояние сознания. Вызовите своего внутреннего критика. Что он говорит вам? Возможно, он дает какие-то указания, начинающиеся словами: «Ты должен...» и «Когдаты только научишься...» Каким тоном он это говорит? Когда? Что он требует от вас? Что вы чувствуете по отношению к нему?

Дайте ему имя, отражающее его сущность. Если вы обозначили этот персонаж существительным, добавьте еще одно-два прилагательных, чтобы точнее описать его свойства.

Теперь станьте Критиком. Объясните своей целостной личности, как она в вас нуждается. Расскажите ей, какой без вас будет беспорядок.

В качестве своего Я осознайте ценные качества Критика. Обсудите с ним, как сохранить и использовать эти качества и уменьшить негативные, причиняющие боль. Например, положительной стороной Преследователя может быть Покровитель.

Кроме Критика, другой негативно направленной субличностью может стать Саботажник. Он появляется обычно тогда, когда его меньше всего ждешь. Саботажник может отговаривать от нового дела или развалить уже начатое. Умение распознать и понять его очень важно в работе над собой.

Упражнение «Встреча с Саботажником»

Войдите в особое состояние сознания. Подумайте о каком-нибудь деле, которое вы хотели бы успешно сделать. Это может быть поступление в учебное заведение, создание семьи, организация фирмы или прием гостей. Представьте, что ваш план осуществлен.

Теперь попробуйте придумать что-нибудь такое, что нанесет ущерб вашему предприятию, помешает его осуществить. Вообразите эту картину.

Мысленно нарисуйте себе Саботажника или ту силу, которая толкает на саботаж, противодействуя исполнению задуманного.

^ Глава 7. Современные техники, используемые в гипнозе 285

Теперь сами побудьте в роли Саботажника и обдуманно помешайте осуществлению своего проекта. Расскажите, какую выгоду вы извлекли из этого.

С точки зрения Я, представьте встречу с Саботажником и проведите с ним переговоры.

А как вы назвали своего Саботажника? Вполне может быть, что ваш Саботажник - это одновременно и Жертва, т. е. еще одна субличность, которая имеется у большинства из нас и которую достаточно легко обнаружить. Этой субличности нравится быть жертвой, чувствовать себя беспомощной, добиваться внимания искусным умением казаться неумелой, несуразной и т.д. Корни этой субличности обычно тянутся в детство, когда человек действительно был беспомощным существом. У того, кто в детстве был жертвой, вырабатываются определенные образцы поведения (и соответствующие чувства), которые сохраняются даже тогда, когда необходимость в таком поведении отпадает.

Очень важно не осуждать самого себя за то, что в вас есть такого рода негативно направленные субличности. В них всегда можно обнаружить положительную сторону. Принятие и признание себя самого хозяином своих «негативных» субличностей, черт характера, мотивов, действий и т.п. - вот ключ к личностному росту и счастью. Однако признать их не означает позволить им полностью завладеть вашим Я.

Одним из самых эффективных методов работы в особых состояниях сознания с негативными субличностями является рефрей-минг (отангл./rame ~ рамка, остов, скелет - переформирование, дословно - обрамлять, придавать форму, вставить в новую раму ту же картину, вставить в ту же раму новую картину, заново приспособить, по-новому сформулировать).

Универсальное свойство человеческой природы - то, что люди всегда и всему дают оценку. Что-то происходит, но до тех пор, пока мы не оценим это, не свяжем это событие с другими событиями нашей жизни и не спрогнозируем возможные последствия, то есть не придадим ему смысл, оно не имеет для нас никакой важности. Как говорил В. Шекспир, «вещи сами по себе не являются ни хорошими, ни плохими - таковыми их Делает наш разум».

Так, когда мы «маленькие», нам очень хочется поскорее стать взрослыми, с их важными делами и видимой свободой; но став

286

^ Гипноз. Новейший справочник

«большими», мы частенько вздыхаем о тех временах, когда были беззаботными детьми, живущими «под опекой родителей» в этом странном мире...

Смысл любого события зависит от того, в какую рамку (фрейм) вы его помещаете. Меняя рамку, вы меняете и смысл. Когда меняется смысл, направление вашего сознания, а следовательно, и поведение также меняется. Способность помещать события в различные рамки (рефреймировать событие) дает человеку больше выбора.

Замечательным примером рефрейминга являются сказки и анекдоты: что казалось несчастьем, оказывается полезным, гадкий утенок оказывается прекрасным лебедем и т.п. Почти все они начинаются с того, что помещают события в определенную рамку, а затем внезапно и резко изменяют ее, тем самым придавая им другой смысл.

Изобретатели в науке и творцы в искусстве тоже делают рефрейминг.

Однако не стоит считать рефрейминг способом смотреть на мир через «розовые очки», так, чтобы все вокруг стало «на самом деле» хорошим. Реальные проблемы, в отличие от анекдотических, не исчезнут сами по себе, но чем больше у вас будет способов по-разному смотреть на них, тем легче их будет разрешить.

Существует два основных вида рефрейминга: рефрейминг контекста и рефрейминг содержания. Практически любое поведение может оказаться полезным в соответствующих обстоятельствах. Лишь очень немногие варианты поведения не могут иметь ценности и цели ни при каких обстоятельствах. Если вы начнете раздеваться на оживленном шоссе, то вас арестуют, а на нудистском пляже, наоборот, у вас возникнут неприятности, если вы этого не сделаете. Не рекомендуется быть занудой в аудитории на семинаре, но эта способность оказывается полезной, когда вы хотите выдворить непрошеных гостей. Вас не станут любить, если вы будете нагло врать своим друзьям и родным, но вы окажетесь популярным, если используете свое воображение, чтобы написать фантастический бестселлер.

Рефрейминг контекста лучше всего работает с утверждениями типа: «Я слишком...» или «Я бы хотел прекратить...» Спросите: «Когда это поведение было бы полезным?», «При каких

^ Глава 7. Современные техники, используемые в гипнозе 287

обстоятельствах это поведение было бы ресурсным?» Когда вы найдете тот контекст, в котором это поведение является подходящим, вы можете мысленно прорепетировать его именно в таком контексте и выработать уместное поведение для первоначального контекста. Здесь может оказаться полезным выполнить следующее упражнение.

Упражнение «Генератор нового поведения»

Войдите в особое состояние сознания. Представьте себя делающим то, что вам очень хотелось бы уметь делать... то, что вам необходимо уметь делать... Если это трудно, представьте себе вашего двойника, делающего это... Станьте режиссером своего внутреннего фильма... Просто смотрите на разворачивающийся в вашем воображении эпизод... оставаясь слегка отстраненным... отмечая про себя реакции на ваши действия других людей, которые, возможно, участвуют в вашем произведении...

Теперь попробуйте прослушать звуковую дорожку... если нужно, произведите ее монтаж...

Режиссируйте видеоряд и звук до тех пор, пока они полностью вас не удовлетворят...

Затем войдите внутрь дублирующего образа самого себя и сыграйте сцену заново так, словно вы сами это делаете. В то время, как это происходит, обратите особое внимание и на свои ощущения, и на реакции людей вокруг вас. Действительно ли новое поведение выражает вашу целостность?..

Если ваши ощущения вам не нравятся, вернитесь в режиссерское кресло и переделайте фильм, прежде чем снова войти в него. Когда вы останетесь довольны своим воображаемым исполнением, определите внешний или внутренний сигнал, который вы сможете использовать в качестве «якоря», сдерживающего ваше новое поведение. Мысленно отрепетируйте, как в ответ на этот сигнал вы начинаете вырабатывать новое поведение.

Если некоторое поведение выпвдит неадекватным ситуации, часто это означает, что человек находится в состоянии инкон-груэнтности и реагирует на внутренний контекст, который не соответствует внешней ситуации. Примером является перенос в психотерапии: пациент реагирует на психотерапевта так, как

288

Гипноз. Новейший справочник

он в свое время реагировал на родителей. Однако то, что было уместно ребенку, может уже не быть полезным для взрослого человека, поэтому психотерапевт в большинстве случаев реф-реймирует неадекватное поведение и таким образом помогает пациенту освоить другие способы действий.

Содержание опыта - это то, на чем вы фокусируете свое внимание, придавая ему такое значение, какое вам нравится. Рефрейминг содержания полезно применять к утверждениям типа: «Я начинаю... когда мне делают...» или: «Если... то я...» (заметьте, что в утверждениях этого типа используется нарушение мета-модели типа причина-следствие). Задайте вопросы:

«Что еще это могло бы означать?»

«Какова позитивная направленность этого поведения?»

«Как еще я мог бы описать это поведение?»

Любая политика - это искусство рефрейминга содержания. Так, хорошие экономические показатели могут быть представлены либо как частные примеры всеобщей тенденции к спаду экономики, либо как проявление экономического роста, в зависимости от того, к какой партии или блоку вы принадлежите. То же самое представляет собой и реклама: каждое объявление - это моментальная рамка для товара (например, вы пьете кофе этой марки - значит, вы сексуальны; пользуетесь этим стиральным порошком - значит, заботитесь о своей семье; поддерживаете связь с помощью сотового телефона - престижны и богаты и т.п.). Рефрейминг настолько широко распространен, что вы можете видеть его примеры повсюду.

Понятно, что чаще всего простым «переиначиванием» рамки вряд ли удастся достичь глубинных изменений, но если проделать это конгруэнтно (особенно с использованием метафоры), затронув значимую для человека область, то такой рефрейминг может дать довольно сильный эффект.

Обобщая сказанное, можно заключить, что в основе рефрейминга лежит различие между намерением и поведением: тем, что вы делаете, и тем, чего вы на самом деле пытаетесь достичь при этом. Это решающее различие, которое психотерапевту всегда следует иметь в виду, сталкиваясь с любым поведением.

Каждая наша субличность пытается осуществить свое собственное намерение, пребывая в тревожном альянсе с другими субличностями. Чем более они способны работать в гармонии

^ Глава 7. Современные техники, используемые в гипнозе 289

друг с ДРУГ0М>тем более счастлив человек. Однако трудно быть всегда полностью конгруэнтным, полностью поглощенным деятельностью одного направления; чем важнее эта деятельность, тем больше ваших субличностей должны включаться в нее. Поэтому они часто вступают в конфликт друг с другом, нарушая равновесие и делая жизнь интереснее.

Часто то, что делает человек, не дает ему ожидаемого. Например, мать, беспокоясь о своем ребенке, постоянно опекает его. Ребенок же смотрит на этот способ проявления любви и заботы о нем как на обидные придирки. Или мужчина стремится показывать свою любовь к семье, допоздна задерживаясь на работе и зарабатывая много денег. А его семья, возможно, хотела бы, чтобы он больше времени проводил вместе с ней, пусть даже в ущерб заработку. Иногда поведение дает человеку то, чего он хочет, но это не вполне согласуется с другими его субличностями. Например, подчиненный шутит со своим начальником, льстит ему, чтобы получить повышение, а затем ненавидит себя за это. Порой человек и вовсе не знает, чего он пытается достичь определенным поведением, и тогда это вызывает чувство досады.

В принципе, однако, за каждым поведением всегда скрывается позитивное намерение. Все, что делает человек, преследует некоторую цель, только эта цель может быть неадекватной или устаревшей. При этом некоторые типы поведения (подходящим примером является курение) приводят, мягко говоря, к противоположным результатам.

Таким образом, избавление от нежелательного поведения не может заключаться в стараниях остановить его волевым усилием. Мало того, такие решительные меры - по большей части отличная гарантия того, что оно будет возобновляться настойчиво, поскольку вы обратили на него внимание и придали ему энергию. Именно из-за этого так трудно расставаться с привычками.

Каждый знает, что курение вредно для здоровья, но оно дает возможность расслабиться, занимает руки и помогает поддерживать товарищеские отношения с другими людьми. Отказ от кУрения и пренебрежение связанными с ним остальными потребностями оставляет вакуум. Поэтому в психотерапии так важно найти альтернативный, лучший способ удовлетворения намерения, который при этом был бы созвучен другим сублич-н°стям.

Ахмедов «Гимна»

290

Гипноз. Новейший справ0Чнц

Приведем формальный процесс шестишагового рефрейминга для прекращения нежелательного поведения путем предоставления лучших вариантов поведения (сохраняя, таким образом преимущества старого поведения).

Методика шестишагового рефрейминга

Вначале определите поведение или реакцию, подлежащую изменению.

Эта субличность обычно проявляется в форме заявлений: «Я хочу сделать... но что-то меня останавливает» или «Я не хочу делать это, но в конце концов все-таки делаю это». При этом, если вы работаете с другим человеком, у вас даже нет необходимости знать действительное проблемное поведение.

Уделите минуту для выражения оценки того, что эта субличность делает для вас, и убедитесь в том, что вы не собираетесь отказываться от нее. Это может оказаться трудным, если проблемное поведение является очень неприятным, но вы можете оценить ее намерение, а не сам способ осуществления.

Войдите в особое состояние сознания.

Установите коммуникацию с субличностью, ответственной за данное «проблемное» поведение.

Обратитесь внутрь себя и спросите: «Хочет ли субличность, ответственная за «проблемное» поведение (назовем ее для удобства «проблемная» субличность, хотя вы можете дать ей любое имя), общаться со мной в особом состоянии сознания?» После этого будьте предельно внимательны ко всем своим внутренним каналам восприятия: картинкам, звукам и ощущениям. Не пытайтесь угадать. Часто такой сигнал может быть проявлен как незначительное ощущение в теле. Получив определенный сигнал, попробуйте воспроизвести в точности. Если сможете, снова обратитесь внутрь себя и задайте тот же вопрос, пока не получите сигнал, который вы не сможете контролировать по своей воле.

Это звучит странно, но «проблемная» субличность скорее всего непроизвольна. Будь она в состоянии подчиняться вашему сознательному контролю, вряд ли вы стали бы ее рефрей-мировать; вы просто остановили бы ее. Когда же субличности вступают в конфликт друг с другом, всегда появляется некото-

ава 7- Современные техники, используемые в гипнозе 291

ый сигнал, который достигает сознания. Приходилось ли вам «игда-нибудь соглашаться с чьими-нибудь планами, испытывая при этом сомнения? Как это отражалось на тоне вашего голоса? Можете ли вы контролировать сосущее ощущение под ложечкой, возникающее в тот момент, когда вы даете согласие задержаться на работе, несмотря на то, что с большим удовольствием провели бы время, отдыхая на диване с книгой? Покачивание головой, изменения мимики и тона голоса представляют собой разные примеры того, как конфликтующие части выражают себя. Когда возникает конфликт интересов, всегда появляется некоторый непроизвольный сигнал, и чаще всего он бывает очень слабым. Вам следует быть наготове. Этот сигнал - как «но» в предложении: «Да, но...»

Теперь вам необходимо превратить этот ответ в сигнал «да/ нет». Попросите субличность повысить интенсивность сигнала, если это ответ «да», и ослабить, если это ответ «нет». Попросите воспроизвести оба сигнала один за другим, чтобы отчетливо их различать.

Отделите позитивное намерение от поведения.

Поблагодарите «проблемную» субличность за сотрудничество. Спросите: «Хочет ли «проблемная» субличность дать мне понять, что она пытается сделать?» Если ответ будет «да», то вы узнаете о намерении, и оно может оказаться сюрпризом для вашего сознания. Поблагодарите субличность за информацию и за то, что она делает это для вас. Подумайте о том, хотите ли вы на самом деле иметь субличность, которая делала бы это.

В случае же, если ответ на ваш вопрос будет «нет», не расстраивайтесь. По большому счету вам нет необходимости знать 0 намерении. Вы можете попытаться подыскать условия, при которых субличность захотела бы сообщить вам о том, чего она пытается достичь, но, как бы то ни было, предположите добрые намерения с ее стороны. Это не значит, что вам должно понравиться это поведение, просто предположите, что у этой части есть некоторая цель и цель эта в некотором смысле полезна Для вас.

Обратитесь внутрь себя и спросите: «Если бы тебе предоставили способы, дающие возможность осуществить это намерение, по крайней мере, не менее эффективно, чем ты делаешь это сейчас, то захотел бы ты испробовать эти способы?»

292 ^ Гипноз. Новейший справочник

В этот момент ответ «нет» будет означать, что сигналы борются друг с другом. Ни одна разумная субличность не сможет отказаться от такого предложения.

Попросите свою «творческую» субличность выработать новые способы достижения той же самой цели.

В жизни любого человека существуют моменты, когда он находится в творческом и ресурсном состоянии. Попросите «проблемную» субличность сообщить свои намерения вашей «творческой» субличности, чтобы она могла найти новые пути осуществления тех же намерений. Часть из них будет удачной, другая - не очень. О некоторых из них вы будете знать, но не имеет значения, будут ли они доступны вашему сознанию.

Попросите «проблемную» субличность выбрать лишь те из них, которые она считает такими же удачными или даже более эффективными, чем первоначальное поведение. Они должны быть непосредственными и доступными. Попросите ее подавать сигнал «да» всякий раз, когда она будет получать новый выбор. Продолжайте до тех пор, пока вы не получите по крайней мере три сигнала «да». На этом этапе вы можете потратить столько времени, сколько посчитаете нужным. Когда закончите, поблагодарите свою «творческую» субличность.

Спросите «проблемную» субличность, согласна ли она воспользоваться новыми вариантами выбора взамен старого поведения в течение следующих нескольких недель.

Это - присоединение к будущему, мысленная репетиция нового поведения в будущих ситуациях. Если до сих пор все шло нормально, то никакие причины не будут препятствовать вам получить сигнал «да». Если вы получили все же ответ «нет», заверьте «проблемную» субличность в том, что она сможет продолжать прибегать к старому стилю поведения, но вы хотели бы, чтобы она попробовала сначала новые варианты выбора. Если и здесь вы получите «нет», вы можете рефреймировать возражающую субличность, пройдя с ней через все шесть шагов рефрейминга с самого начала.

г ава 7. Современные техники, используемые в гипнозе 293

Экологическая проверка

Кроме прочего, вам необходимо знать, существуют ли другие субличности, которые могли бы возражать против ваших новых вариантов выбора. Спросите: «Есть ли такие субличности, которые возражают против какого-нибудь из моих новых вариантов выбора?» Будьте внимательны к любому сигналу и тщательно разберитесь с каждым из них. Когда появится какой-то сигнал, попросите усилить его, если какая-то субличность на самом деле возражает. Убедитесь в том, что новые варианты выбора встретили одобрение всех заинтересованных субличностей, в противном случае они будут заниматься саботажем.

Если возникло возражение, вы можете сделать одно из двух. Либо рефреймировать возражающую субличность, либо попросить «творческую» субличность, проконсультировавшись с возражающей субличностью, выработать дополнительный набор новых вариантов выбора. Убедитесь, что эти новые варианты выбора также прошли проверку на любое возражение. Отметим, что шестишаговый рефрейминг представляет собой как технику психотерапии, так и технику личностного роста. Кроме того, используя умение проводить переговоры между субличностями одной личности, можно достичь больших успехов и в межличностных отношениях.

Еще одной способностью, которая невозможна без принятия, признания и позитивного использования своих негативных субличностей, является творческая мечта. Ведь первый шаг на пути к любому результату в мире - это мечта. Все мы мечтаем о желаемом, о том, что могли бы сделать, как могли бы измениться вещи. Но как мы можем превратить эти мечты в реальность? Что нужно сделать, чтобы журавль в небе не превратился в синицу в руке? И как убедиться в том, что мечта правильно воспринимается критиками (критиком)?

Р. Дилтс создал модель общей стратегии творчества, использовавшуюся У. Диснеем, работы которого продолжают дарить Радость бесчисленному числу людей повсюду в мире.

Выберите программу, которой вы собираетесь заняться; при этом она может быть настолько трудной, насколько вы хотите. *1° пока не думайте о ней. Представьте себе три места, куда вы ^оясете переместиться. Одно из них предназначается для ваше-

294

^ Гипноз. Новейший справочник

го Мечтателя, другое - для Критика и еще одно - для вашего Реалиста.

Подумайте о том времени, когда вы на самом деле были креативны, когда ваш Мечтатель действительно создал нечто творческое. Войдите в расположенную перед вами позицию Мечтателя и переживите это состояние - так вы закрепите свои ресурсы и стратегию Мечтателя на этом месте. Если вам трудно найти доступ к созидательному опыту, то подберите метафору для той проблемы, которая помогла бы вам мыслить креативно. Или же попробуйте вообразить того человека, которого вы знаете как творческого Мечтателя. Прежде чем продолжать, обратитесь к нему и спросите, как он вводит себя в такое состояние... Возможно, вам понадобится разбить проблему на более управляемые части. Не пытайтесь думать реалистично... это будет позже... Не редактируйте и не оценивайте... Вы даже можете отвлечь свое сознание прослушиванием музыки или выполнением каких-нибудь действий... Когда вы намечтались всласть, выйдите обратно в исходную позицию (метапозицию).

Теперь подумайте о том времени, когда вы были предусмотрительны и реалистичны относительно некоторого плана - вашего или чьего-то еще... Это может быть также та ситуация, когда вы приводили некий план в действие изящным и эффективным способом.... Если у вас возникли с этим трудности, подумайте о человеке, который мог бы воплощать такие качества и умения. Снова обратитесь внутрь себя и либо спросите, что он думает по поводу приведения плана в действие, либо прикиньтесь им. «Если бы я был... как бы я приводил план в действие?» Действуй-те.так, как будто вы и есть он... Когда вы будете готовы, перейдите в позицию Реалиста. На этом месте поставьте «якорь» на свои ресурсы и состояние Реалиста. Когда закончите переживать свой опыт Реалиста, вернитесь в метапозицию.

Наконец, Критик. Вспомните то время, когда вы конструктивно критиковали какой-нибудь план, видя как его слабость, так и силу, выявляли проблемы. Это мог быть один из ваших собственных проектов или проекты других людей. Опять же, если это трудно, смоделируйте известного вам хорошего критика. Начав испытывать искомое состояние, перейдите на третье место, определенное вами, и переживите опыт. Когда закончите, выйдите. Как вы поняли, это «якорение» трех особых состоя-


2282310105790886.html
2282435831943293.html
2282531031963073.html
2282657663520955.html
2282761612605811.html