Часть VI. Развитие самостоятельности школ - Программы Орловской области по реализации национальной образовательной...

Часть VI. Развитие самостоятельности школ



  1. ^ Информация о выполнении первоочередных действий
    по реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в 2011 году


В рамках выполнения первоочередных действий по реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в 2011 году в области была проведена следующая работа.

Одним из основных направлений по развитию самостоятельности школ является обеспечение соблюдения принципа государственно-общественного управления в деятельности образовательных учреждений,
в том числе при разработке и реализации основных образовательных программ.

В течение 2011 года во всех муниципальных общеобразовательных учреждениях завершилась работа по созданию Управляющих советов (Советы учреждений), которые обеспечивают принципы государственно-общественного управления в системе образования. Их работу регламентируют разработанные нормативные правовые акты образовательных учреждений. В состав Управляющих советов входят представители общественных организаций и объединений, профсоюзных организаций, родители. Заседания Управляющих советов проводятся 1 раз
в 2 месяца. Основными вопросами, рассматриваемыми на заседаниях, являются:

привлечение внебюджетных средств на развитие учреждения;

информирование общественности о состоянии дел в образовательном учреждении;

согласование по представлению руководителя общеобразовательного учреждения стимулирующих выплат работникам учреждения;

осуществление контроля за соблюдением надлежащих условий обучения, воспитания и труда в общеобразовательном учреждении, сохранения и укрепления здоровья обучающихся, за целевым
и рациональным расходованием финансовых средств общеобразовательного учреждения и др.

Общеобразовательные учреждения Орловской области обеспечены широкополосным доступом к сети Интернет, что позволяет им участвовать
в мониторингах различной направленности. Продолжено ведение электронного мониторинга реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». С 2011 года внедрена информационная система комплексной оценки безопасности и готовности к новому учебному году. Общеобразовательные учреждения области получили техническую возможность использовать единую систему электронной почты, неотъемлемым компонентом повышения управленческой культуры становятся сайты образовательных учреждений (доля образовательных учреждений, имеющих собственные сайты, составляет 83%), муниципальных органов управления образованием, казенного учреждения Орловской области «Региональный центр оценки качества образования», информационный Портал Орловской области. Созданы основы единой информационной среды, обеспечивающей доступ к ней всех участников образовательного процесса.

В рамках реализации Федерального закона от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ
в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» определен правовой статус всех образовательных учреждений региона (3 казенные общеобразовательных учреждения, 408 бюджетных общеобразовательных учреждений).


^ 2. Нормативная база, обеспечивающая реализацию направления


Нормативные правовые документы Орловской области:

закон Орловской области от 25 декабря 2008 г. N 868-ОЗ "О порядке определения нормативов финансирования муниципальных общеобразовательных учреждений в части расходов на реализацию основных общеобразовательных программ" (Принят областным Советом народных депутатов 18 декабря 2008 г.) (с изменениями от 17 марта 2009 года);

закон Орловской области от 3 декабря 2010 года № 1150-ОЗ
«Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов»;постановление Коллегии Орловской области от 15 января 2009 года
№ 5 «Об утверждении примерных положений (Совете Учреждения) образовательного учреждения и методических рекомендаций
по формированию и распределению фондов оплаты труда в муниципальных общеобразовательных учреждениях» (с изменениями от 12 августа 2011 года);

постановление Правительства Орловской области от 17 января 2011 года № 4 «Об утверждении на 2011 год расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы
и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий
и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов)
на одного обучающегося, поправочных коэффициентов к нормативным объемам финансирования на реализацию основных общеобразовательных программ, а также перечня малокомплектных сельских и рассматриваемых
в качестве таковых в Орловской области общеобразовательных учреждений для расчета субвенций на реализацию основных общеобразовательных программ по результатам комплектования на 1 сентября 2010 года».


  1. ^ Финансовое обеспечение реализации направления


На финансовое обеспечение образовательного процесса
в муниципальных общеобразовательных учреждениях в части исполнения государственных полномочий Орловской области из бюджета Орловской области в 2011 году израсходовано 2 633 701,233 тыс. рублей, в том числе
на учебные расходы 21 795,929 тыс. рублей.

Объем финансирования областных общеобразовательных учреждений в 2011 году составил 242 209,5 тыс. рублей (за исключением расходов
на книгоиздательскую литературу педагогическим работникам – 815,7 тыс. рублей, компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных учреждений Орловской области проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) – 1 624,2 тыс. рублей, приобретения основных средств – 5 868,7 тыс. руб., расходов на текущий ремонт зданий и сооружений – 9 841,7 тыс. рублей, расходов на питание обучающихся и воспитанников – 45 142,6 тыс. рублей).


^ 4. Информация о выполнении плана/программы субъекта Российской Федерации по реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в 2011 году


На сегодняшний день во всех муниципальных общеобразовательных учреждениях созданы Управляющие советы (Советы учреждений), которые обеспечивают принципы государственно-общественного управления системой образования.

В 2011 году продолжалась работа по реализации долгосрочных областных целевых программ в сфере образования.

С 1 января 2011 года в области действует долгосрочная областная целевая программа «Развитие образования в Орловской области на 2011-2015 годы».

Оптимизированы штатные расписания образовательных учреждений, упразднены дублирующие ставки управленческого персонала школ.

Все вышеперечисленные меры способствуют эффективной работе и дальнейшему развитию системы образования на территории региона.

В рамках реализации федерального закона от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» в 2011 году в области проводились мероприятия по подготовке к созданию бюджетных, автономных и казенных образовательных учреждений путем изменения типа существующих областных государственных и муниципальных образовательных учреждений.

В настоящее время завершается оформление правоустанавливающих нормативных документов всеми учреждениями образования. В результате чего в области создано 3 казенных, 408 бюджетных, автономных образовательных учреждений создано не было.

Все общеобразовательные учреждения Орловской области имеют доступ к сети Интернет, 83% общеобразовательных учреждений имеют возможность размещать на школьных сайтах информацию о своей деятельности.

С целью определения результативности реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в области был проведён социологический опрос (см. выше).


Рисунок 16


Удовлетворённость респондентов образовательным процессом, %



Удовлетворённость образовательным процессом в целом наглядно демонстрируется групповым индексом учеников разных возрастных групп, педагогов и родителей (средний показатель равен 85,78 %).
Об эффективности образовательного процесса свидетельствуют полученные количественные характеристики респондентов, что свидетельствует
о позитивных результатах деятельности образовательных учреждений области. Данные статистического опроса позволяют судить о деятельности педагогов как организаторов учебно-воспитательного процесса
на формирование мнения школьников, о целенаправленной работе педагогических коллективов ОУ, направленных на удовлетворение образовательных потребностей тех, ради кого она и осуществляется.


^ 5. Эффекты реализации направления в 2011 году


1. Обеспечение открытости и прозрачности образовательной
и хозяйственной деятельности образовательных учреждений.

Открытость деятельности образовательных учреждений достигается посредством написания Публичного отчета о деятельности каждого образовательного учреждения и размещение его в официальном сайте учреждения.

2. Соблюдение принципа государственно – общественного управления в деятельности образовательных учреждений, в том числе при разработке и реализации основной образовательной программы общего образования.

В деятельности Управляющий советов непосредственное участие принимают представители общественности: родители, учредитель, обучающиеся, представители органов местного самоуправления. Они
же являются членами Управляющих советов.

^ 3. Создание условий для минимизации отчетности при одновременном повышении ответственности посредством внедрения электронного школьного документооборота.

Внедряется в общеобразовательных учреждениях электронные системы «Электронный дневник», «Электронный журнал» и др.

^ 4. Формирование системы открытого электронного мониторинга
и обязательной публичной отчетности образовательных учреждений.

Все образовательные учреждения области обновляют данные при осуществлении электронного мониторинга «Наша новая школа», а также
в информационной системе комплексной оценки безопасности и готовности к новому учебному году.


^ 6. Проблемные вопросы реализации инициативы


1. Недостаточный удельный вес числа общеобразовательных учреждений, которые ежегодно представляют общественности публичный доклад, обеспечивающий открытость и прозрачность деятельности учреждения.

2. Недостаточный удельный вес школ, перешедших на электронный документооборот (электронные системы управления).

3. Отсутствие системы публичной отчетности о деятельности органов государственно – общественного управления (Управляющие советы (Советы учреждений).


^ 7. Задачи и планируемые показатели на следующий год
по реализации направления


В 2012 году продолжится работа по расширению самостоятельности образовательных учреждений. Для этого планируется продолжение работы
в рамках реализации Федерального закона от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи
с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», осуществление финансирования получивших в 2011 году статус казённых и бюджетных образовательных учреждений на основании разработанных и доведенных до них учредителями муниципальных и государственных заданий, расширение использования возможностей открытых сайтов школ, подготовка публичных докладов.


№п/п

Мероприятие

Исполнитель

Показатель

Целевое значение

7.1.

Продолжение работы в рамках реализации Федерального закона от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»


Департамент образования, молодёжной политики и спорта Орловской области

Доля учреждений, завершивших нормативное закрепление правового статуса



100%

7.2.

Осуществление финансирования получивших в 2011 году статус казённых и бюджетных образовательных учреждений на основании разработанных и доведенных до них учредителями муниципальных и государственных заданий


Департамент образования, молодёжной политики и спорта Орловской области

Доля учреждений, финансируемых на основании разработанных и доведенных до них учредителем муниципальных и государственных заданий

100%

7.3.

Расширение общественного участия в управлении образования (совет образовательного учреждения, попечительский совет, ассоциация школьных родительских комитетов, школьные управляющие советы) с целью реального влияния общества на ситуацию в образовании


Департамент образования, молодёжной политики и спорта Орловской области, муниципальные органы управления образованием, общеобразовательные учреждения

Доля общеобразовательных учреждений, в которых созданы управляющие советы (%)



60 %

7.4.

Подготовка публичных докладов о деятельности общеобразовательных учреждений

Департамент образования, молодёжной политики и спорта Орловской области, муниципальные органы управления образованием, общеобразовательные учреждения

Доля общеобразовательных учреждений, подготовивших публичные доклады о своей деятельности (%)



до 100%

7.5.

Создание и регулярное обновление сайтов общеобразовательных учреждений, опубликование на них информации о деятельности общеобразовательных учреждений

Департамент образования, молодёжной политики и спорта Орловской области, муниципальные органы управления образованием, общеобразовательные учреждения

Доля общеобразовательных учреждений, размещающих информацию о своей деятельности на школьных сайтах (%)

0

2281586265822440.html
2281741934440604.html
2281833897336968.html
2282015719010542.html
2282208136552845.html