Тэк сегодня вторник, 17 марта 2009 г. Содержание - страница 3

^ Ведомости (Москва), N046, 17.3.2009 Алексашенко Сергей КНУТ БЕЗ ПРЯНИКА
Экономическая политика

Для начала три цитаты из телеинтервью нашего президента, показанного 15 марта в программе «Время»: «Такого рода представители в банках коммерческих крупнейших появятся Они будут давать согласие на совершение тех или иных сделок, смотреть за тем, чтобы кредиты выдавались на приемлемых, нормальных рыночных условиях».

Цитата вторая: «Всякого рода посредники, которые работают в регионах, должны иметь совесть. И задача губернаторов разобраться с тем, чтобы те надбавки, которые они используют и по импортным препаратам, и по нашим препаратам, находились в каких-то разумных рамках. Если они этого не сделают, будут разбираться правоохранительные органы. Это я обещаю». Третья: «При этом мы раньше практически не контролировали ценообразование Я думаю, что мы могли бы сейчас принять решение об обязательном декларировании отпускных цен на наиболее важные препараты».

Не раз приходилось слышать, что президент Медведев является истинным носителем либеральных ценностей и только и делает, что ждет своего момента, чтобы реализовать концепцию «просвещенного государя». Но ему успешно противостоит закаленный в бюрократических схватках премьер, который не хочет отказываться от созданной с такими усилиями вертикали. Слыша такие разговоры, я всегда спрашиваю сторонников этой концепции: а где они, доказательства либерализма Медведева, т. е. действия? Увы! Не слышу ничего нового в ответ, кроме чьей-то «убежденности» и каких-то «знаков», а также рассуждений о том, «как ему там сложно приходится».

Приведенные цитаты из выступлений президента подводят меня к логической развилке. Первое прочтение: будучи даже хорошим юристом, президент просто не очень хорошо разбирается в экономике и готов произносить те слова, которые ему напишут помощники; то они напишут, что «свобода лучше несвободы», а то – про несправедливость мирового рынка нефти. Второе прочтение: президент говорит все это осмысленно. В таком случае все предложенные им меры – административный контроль за потребительскими ценами, защита рынка труда от иностранных работников, противодействие закрытию неэффективных предприятий – носят ярко выраженный нерыночный характер.

Поразмыслив, я склонен выбрать второй вариант ответа, а подтолкнула меня к такому выбору еще одна цитата, на этот раз фраза, прозвучавшая на встрече с президентом из уст одного из ключевых представителей силового блока – вице-премьера Игоря Сечина (извините за размеры, но очень важная вещь была сказана): «Мы можем сейчас ее объявить, она посчитана Речь идет об отпускной цене на НПЗ: по дизельному топливу – 13 823 руб. за тонну, по 76-му бензину – 12 589 руб. Объем, который предъявлен нам сельхозпроизводителями, – около 2 млн т для обеспечения этой кампании Всеми НПЗ будет применена эта цена для поставок в интересах сельского хозяйства Мы для исключения посредников из схемы доставки топлива непосредственно до предприятий сельского хозяйства совместно с Минсельхозом делаем предложения об организации единого канала поставки. На базе Россельхозбанка будет создано специальное предприятие, которое будет заниматься только этим Это предприятие приобретет необходимые объемы топлива (эти объемы топлива уже распределены между компаниями), и оно будет рассчитываться с нефтяными компаниями и будет обеспечивать передачу топлива по единым ценам для предприятий сельского хозяйства».

Для меня, человека, который помнит советскую систему достаточно хорошо, такая идея означает восстановление Госснаба и Госкомцен в одном флаконе. С учетом того, что я уже слышал слова про «восстановление хозяйственных связей» и «реализацию крупных народнохозяйственных проектов», которые должны стать локомотивами экономики, все это является для меня сигналом того, что сторонники «жесткой линии», выступающие за усиление роли государства в экономике, начинают доминировать в структурах власти.

Кризис – время непростое для любого правительства в любой стране. Кризис проверяет на прочность экономическую и политическую системы, оценивает эффективность бизнеса и «подписывает приговоры» проигравшим. Поскольку Россия уже более 15 лет достаточно успешно движется по пути рыночных преобразований, у меня нет сомнений в том, что вывести страну из кризиса может только свободная экономика. Та, в которой решения принимаются не из-под палки, а исходя из экономической целесообразности, под влиянием стимулов, часть из которых может создавать и государство.

Только вот страх и недоверие не могут служить стимулами для позитивных решений. Да, людей можно запугать дубинками ОМОНа или визитами милиционеров и пожарных. Да, этим можно добиться того, что они побоятся выходить на улицу с протестными лозунгами или оспаривать в судах справедливость решений об отъеме бизнеса или о наложении штрафа. Но такими стимулами нельзя заставить создавать новые или расширять действующие компании, нельзя заставить вкладывать капитал в российскую экономику, ограничив себя «в личном потреблении» (как рекомендует президент Медведев).

Рыночная экономика не может работать без доверия. Не случайно тема восстановления доверия станет одной из центральных на встрече «двадцатки» в Лондоне. Без восстановления доверия банки не начнут выдавать кредиты, а Китай не согласится держать свои валютные активы в американских ценных бумагах.

Но российская власть не верит в рынок, не верит в демократию, не верит в свободу. Ей не понятна проблема доверия, ей ближе «слепая вера в вождя». Вслушайтесь в то, как власть разговаривает с обществом. На дворе XXI век, а Россия вновь ищет свой особый путь и достает из закромов родины замшелый, пахнущий «совком» кнут. Авось на этот раз сработает? Не сработает, поверьте! И одумайтесь, пока не поздно!

^ АВТОР - ДИРЕКТОР ПО МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИМ ИССЛЕДОВАНИЯМ ГУ-ВШЭ

***

Слишком много сигналов, свидетельствующих о том, что сторонники усиления роли государства в экономике начинают доминировать в структурах власти.

Страх и недоверие не могут служить стимулами для развития. Да, людей можно запугать, но нельзя заставить их создавать новые или расширять действующие компании.

2261778282887479.html
2261920551556661.html
2262082184819223.html
2262146575455310.html
2262244654451392.html