Содержание программы - Дополнительная образовательная программа «Мой край» Автор: учитель начальных классов Головчанская С. А




Содержание программы

Кабардино-Балкария как часть единой России (9 часов)

Государственная символика: герб, флаг, гимн. Права и обязанности граждан. Государства - соседи КБР. Особенности Кабардино-Балкарии, отличие её от других мест России. КБР в различные исторические периоды: природные условия, территория, коренное население, особенности хозяйственной деятельности, быта, культуры. Мой город, его история.

^ Практические работы и экскурсии. Сбор материала о судьбе края в определённый период, Экскурсия в городской музей. Составление рассказа на тему: «Будущее моего города». Экскурсия в КДЦ (знакомство с народными умельцами, певцами, музыкантами.) КТД «Творческая деятельность моих односельчан»;

^ Я и мир неживой природы (6 часов)

Основные формы земной поверхности КБР. Горы КБР. Эльбрус – «гора счастья». Водоёмы КБР. «Голубое» озеро. Озеро Тамбукан. Почвы республики, их значение. Полезные ископаемые нашего края.

^ Практические работы и экскурсии. Нахождение на карте КБР основных водоёмов, сбор экземпляров для коллекции почв, ознакомление с образцами полезных ископаемых; изучение их свойств, наблюдение за объектами природы; практическая работа: «Реки нашего района»; экологическая акция «Голубое ожерелье»

^ Я и живая природа (8 часов)

Основные природные зоны и их характеристика. Заповедники. Реликтовые леса Кабардино-Балкарии и их роль для атмосферы Земли. Эндемики флоры КБР. Животные высокогорья. Разнообразие обитателей водоемов. Цепи питания. Сохранение редких растений, животных, грибов. Красная книга растений и животных КБР.

^ Практические работы и экскурсии. Составление рассказов «Как мы можем защитить природу», оформление книжки – малышки «Красная книга моей местности», экскурсия к водоёму, в природу, составление цепей питания животных своей местности.

^ Я в окружающем мире (6 часов)

Взаимосвязь живых организмов своей местности со средой обитания. Природные сообщества. Жилые дома живых существ- экосистемы своей местности, и их обитатели. Костюмы народов КБР. Источники загрязнения и охрана водоёмов от загрязнения. Правила экономного расходования воды.

^ Практические работы и экскурсии. Выставка рисунков «Народные костюмы моей малой Родины», «Парки и цветники будущего», дизайн школьной клумбы, моделирование вариантов вмешательства человека в природные сообщества и их последствия, экскурсия в лес, к водоёму для ознакомления с природными сообществами окружающей местности, по «экологической тропе родного края»


^ Сбережём природу родного края (5 часов)

Раны природы родного края и меры борьбы с ними. Работа по охране природы города, республики.

Практические работы и экскурсии: экскурсия к реке, местам загрязнения, конкурсы рисунков, трудовые десанты, викторины.


^ К концу года учащиеся должны:

Иметь представление:

- об истории родного города;

- об истории родного края;

- о видах почв;


^ Устанавливать связи:

- между неживой природой и живыми организмами своего края;

- внутри природных сообществ: между растениями и животными своей местности, между разными группами животных своего края;

- между деятельностью человека и условиями его жизни и быта в разных природных зонах КБР;


Знать:

- знать символику своего края;

- наиболее типичных представителей растений и животных природных зон своей республики;

- особенности Кабардино-Балкарии, отличие её от других мест России;

- знать правила безопасного поведения в природе;

- особенности рельефа КБР;

- основные водоёмы своего края;

- основные полезные ископаемые своей республики;


Уметь:

- пользоваться источниками информации об окружающем мире своего края;

- проводить наблюдения за природой родного края;

- оценивать своё поведение и поведение других людей в природе;

- уметь определять местонахождение крупных объектов на карте КБР;

- узнавать в окружающем мире изученные растения;

- узнавать особо охраняемые растения и животных родного края;

- фиксировать с помощью условных знаков основные признаки погоды;

- устанавливать взаимосвязь живых организмов своей местности со средой обитания.

- творчески обрабатывать данные фенологических наблюдений;

- аргументировать степень полезности отдельных растений, способы их охраны.

- доказывать, что природа республики обладает уникальными особенностями;

- разрабатывать конкретные мероприятия по охране животного мира.


4 класс



п/п

Тема занятия

Количество часов

теория

практика




^ Кабардино-Балкария как часть единой России

(10 часов)







1-2

Изображение территории КБР на различных картах.

Практическая работа «Нанесение на контурную карту территории КБР и республик, с которыми она граничит».

1

1

3-4

Города КБР

Практическая работа “Нанесение на контурную карту городов и крупных пунктов КБР.

1

1

5

Многонациональность населения края. Наиболее важные исторические события и факты региона и связанные с ними переселения.

1




6

Отдельные факты истории, подтверждающие очень древнее заселение Кабардино-Балкарии человеком

1




7

Достопримечательности КБР: памятники, музеи, парки.

1




8

Родной язык, родные корни (знакомство с творчеством выдающихся людей родного края)

1




9

Кабардинские, балкарские сказки, стихи о богатырях, стихиях, реках, озерах, горах.

Поэтический ручеёк




1

10

Практическая работа «Родословная моей семьи»




1




^ Я и мир неживой природы (6 часов)







11

Знакомство с разрушительной деятельностью воды и ветра на природе, по книгам, рисункам, фотографиям. Экскурсия




1

12

Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Необходимость охраны почв родного края.

1




13

Фенологические наблюдения. Народные приметы.
Правила поведения в природе.

В течение года




14

Труд человека в природе, сезонный труд в разные эпохи на территории КБР.

1




15

Характерные типы погоды нашей местности. Практическая работа «Обработка материалов многолетних наблюдений за погодой»




1

16

Водоёмы КБР. Полезные ископаемые и их значение для республики, людей.

Практическая работа «Нанесение на контурную карту рек и озер КБР»




1




^ Я и живая природа (8 часов)







17

Ядовитые и лекарственные растения КБР.

1




18

Растения дендрария, парка. Экскурсия




1

19

Съедобные и несъедобные грибы. Правила сбора.

1




20

Разнообразие насекомых, земноводных, пресмыкающихся КБР.

Оказание помощи лесничеству в восстановлении лесов нашего края;

1




21

Красная книга и её значение

1













22

Заповедники, заказники и парки КБР.

Нальчикский парк – гордость Нальчан

1




23

Природное равновесие.

Путешествие «По экологической тропе родного края»

1




24

Животные края их роль в природе и для человека. Животные эндемики

1







^ Я в окружающем мире (6 часов)








25

Простейшая классификация экологических связей: связи между неживой природой и живой; связи внутри живой природы; связи между природой и человеком.

1




26

Знакомство с элементами кавказского этикета

Ярмарка народной мудрости




1

27

Инсценировка отрывка из кабардинской (балкарской) сказки.

1




28

Некоторые знаменательные события в просвещении, науке и культуре КБР

1




29

Памятные места г. Нальчика

Известные гости нашего края

Литературно-художественный конкурс

1




30

Состав пищи, ее разнообразие. Растительная и животная пища. Закаливание организма в условиях местного климата.

1







^ Сбережём природу родного края (6 часов)







31

Как жить в мире с природой родного края.
Правила поведения в природе. Экскурсия.




1

32

Составление проектов по оздоровлению местной окружающей среды




1

33

Что нужно делать сегодня, чтобы сохранить природу родного края




1

34

Творческая работа

«Какой бы хотелось видеть мою Родину в будущем»






1

^ Содержание программы


Кабардино-Балкария как часть единой России 10 часов

Наш край на карте. Города КБР. Важные исторические события и факты региона и связанные с ними переселения. Нальчик – столица КБР и его достопримечательности. Родной край в прошлом и настоящем. Территориальная принадлежность. Коренное население. Особенности хозяйственной деятельности, быта, культуры. Выдающиеся исторические деятели, памятные события героической защиты КБР во время Великой Отечественной войны, культурные и исторические памятники.

^ Практические работы с контурной картой КБР


Я и мир неживой природы (6 часов)

Отрицательные последствия хозяйственной деятельности людей: уменьшение численности и разнообразия растений и животных в природе. Водоёмы КБР, полезные ископаемые и их значение для республики, людей. Бережное использование полезных ископаемых.

Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Необходимость охраны почв родного края.

^ Практические работы и экскурсии: ознакомление с образцами полезных ископаемых; нанесение на контурную карту рек и озер КБР; экскурсия в кабинет географии.

^ Я и живая природа (8 часов)

Роль природных заповедников. Правила поведения в природе. Природные богатства КБР. Многообразие растительного мира: ядовитые и лекарственные растения. Растения дендрария, парка. Заповедники, заказники КБР. Животные края их роль в природе и для человека. Животные эндемики. Разнообразие насекомых, земноводных, пресмыкающихся КБР. Природное равновесие.

^ Практические работы и экскурсии. Экскурсии к водоёмам, изготовление гербариев, путешествие «По экологической тропе родного края», оказание помощи лесничеству в восстановлении лесов нашего края;


^ Я в окружающем мире (6 часов)

Культурно – исторические традиции народов КБР. Экологические связи. Кавказский этикет. Основные события в просвещении, науке и культуре КБР. Деятели культуры. Литература. Достопримечательные места столицы КБР города Нальчик. Известные гости нашего края. Закаливание организма в условиях местного климата. Нормы здорового образа жизни.

^ Практические работы и экскурсии: чтение произведений кабардинских и балкарских поэтов и писателей, экскурсия в Нальчик, встречи с медицинскими работниками, составление рациона питания школьника


^ Сбережём природу родного края (6 часов)

Важнейшие экологические проблемы и природоохранная деятельность.


Практические работы и экскурсии: экскурсии на сельскохозяйственные, промышленные предприятия города, республики; составление проектов по оздоровлению местной окружающей среды


^ К концу года учащиеся должны:


Иметь представление:

- в работе с контурной картой;


Устанавливать связи:

- между производственной деятельностью человека и природой;

- между промышленностью и природой;


Знать:

- водоёмы КБР, полезные ископаемые и их значение для республики, людей;

- народы населяющие КБР;

- достопримечательности родного края;

- географическое положение КБР, растительный и животный мир; условия жизни населения;

- экологические проблемы своего края; города;

- культурно-исторические традиции народов КБР;


Уметь:


- уметь находить и показывать на карте КБР местонахождение изучаемого объекта;

- узнавать наиболее распространенные лекарственные растения родного края;

- соблюдать правила охраны природы;

- ориентироваться в социальной среде, пользоваться общепринятыми правилами общения;

- описывать основные исторические события КБР;

- характеризовать природные зоны КБР;

- приводить примеры взаимосвязи между географическим положением местности, природными особенностями и хозяйственной деятельностью людей;

- приводить примеры бережного и негативного взаимодействия человека с природой;

- извлекать информацию из легенды карты;

- работать с результатами фенологических наблюдений;

- применять навыки проведения наблюдений, использовать источники дополнительной информации;


Библиография

Бураев Р. А. Нальчик. Экономико-географический очерк. Нальчик, 1985.

География Кабардино-Балкарии. Нальчик, 1991.

Догутаев В. Б. Историко-географическая характеристика населения КБР. Нальчик, 1988.

История Кабардино-Балкарской АССР. М., 1967.

Маслов Е. П. Северный Кавказ. М., 1962.

Руденко И. Н. Природные комплексы Кабардино-Балкарии. М., 1991.



2259707161559995.html
2259947873648360.html
2260007336841270.html
2260265754167386.html
2260445067147942.html